Почему трясется руль и педаль тормоза: основные причины вибраций при замедлении

Износ тормозных колодок

Если вибрации возникают исключительно при нажатии на педаль тормоза, а при обычном движении их нет, вероятная причина кроется в неисправности тормозной системы. Часто это связано с критическим износом колодок, когда фрикционный слой полностью стерт и в работу включается металлическая основа (подложка).

Колодка с изношенной накладкой теряет стабильность коэффициента трения. Это приводит к неравномерному контакту с диском: в одни моменты колодка схватывает его, а в другие — проскальзывает. Такие цикличные рывки и вызывают вибрацию. Кроме того, металлическая основа начинает царапать поверхность диска, усугубляя его износ и создавая задиры.

Вибрации могут появиться и после установки новых колодок на старые, изношенные тормозные диски. Неровности и локальные напряжения на поверхности диска мешают колодке работать равномерно, что и приводит к биению.

Коррозия (ржавчина) тормозных дисков

Еще одна распространенная причина — образование ржавчины на тормозных дисках. Если автомобиль долго стоит без движения, особенно в условиях повышенной влажности, на открытых участках дисков может появиться слой коррозии. Это часто происходит, когда колодки "прикипают" к диску.

Образовавшиеся ржавые пятна или полосы обладают высокой твердостью. Фрикционный материал колодок не может их эффективно поглотить или стереть за несколько торможений. В результате эти неровности ударяются о колодку при вращении диска, вызывая ощутимую тряску. Чем сильнее вы давите на педаль, тем интенсивнее обычно становится вибрация.

Деформация тормозного диска

Биение рулевого колеса при торможении может быть вызвано деформацией (искривлением) тормозного диска. Такая деформация чаще всего возникает из-за перегрева диска с последующим резким охлаждением (например, при проезде через лужу после активного торможения) или из-за его неравномерного износа. Поверхность диска перестает быть идеально плоской, на ней появляются волны или "восьмерка".

Когда колодка сжимает такой неровный диск, она начинает "подпрыгивать", и создаваемая вибрация передается через суппорт и элементы подвески на руль. Подобные вибрации опасны не только дискомфортом, но и тем, что они расшатывают крепления и могут привести к ускоренному износу или поломке деталей тормозного механизма.

Заедание (подклинивание) тормозного механизма

В системах с плавающим суппортом, которые часто используются как более бюджетное решение, давление от одного поршня передается на обе колодки. Если в механизме возникает заедание — например, из-за загрязнения, коррозии направляющих пальцев или самого поршня в цилиндре, — торможение становится неравномерным.

Это приводит к тому, что одна колодка прижимается к диску сильнее другой, вызывая рывки и вибрацию.

Обратите внимание: Дисковые тормоза на Лада Весту седан теперь ставят на конвейере.

Для устранения неисправности узел необходимо разобрать, очистить, смазать направляющие и восстановить их подвижность. В случае заклинивания поршня часто требуется замена тормозного цилиндра или суппорта в сборе.

Неисправность ступичного подшипника

Более серьезная причина, которая также может вызывать раскачивание руля, — это износ или разрушение ступичного подшипника. При повреждении его внутренних дорожек или тел качения нарушается точное положение оси вращения ступицы и колеса.

Когда при торможении к диску прикладывается усилие, вся система "ступица-диск-колесо", ставшая разбалансированной из-за неисправного подшипника, начинает вибрировать. Характерным сопутствующим признаком этой поломки является сильный гул или вой, исходящий от колеса, который слышен даже при равномерном движении на постоянной скорости.

Проблемы с рулевым управлением и подвеской

Вибрации на руле могут быть связаны не только с тормозами, но и с износом деталей рулевого управления и подвески. В первую очередь стоит проверить рулевые наконечники и тяги. Если при покачивании руля из стороны в сторону чувствуется люфт или слышен стук, наконечники, вероятно, изношены. Наличие люфта приводит к тому, что руль начинает "бить" под нагрузкой, например, при торможении.

Далее следует осмотреть сайлентблоки рычагов подвески и крепление подрамника — их разрушение также негативно сказывается на точности управления. Износ шаровых опор — еще одна возможная причина. В этом случае вибрация часто сопровождается глухими стуками при наезде на неровности или при начале движения.

Ослабление или потеря колесных болтов (гаек)

Наиболее опасный сценарий, который может вызвать сильное биение, — это ослабление или потеря одного или нескольких болтов (гаек), крепящих колесо к ступице. Недостаточно затянутое колесо получает повышенный боковой люфт, что искривляет плоскость его вращения.

Возникающая при этом вибрация может быть очень сильной. Если ситуацию вовремя не исправить, оставшиеся болты могут не выдержать нагрузки и срезаться, что приведет к отрыву колеса во время движения и полной потере контроля над автомобилем. Важно отметить, что в таком случае биение может ощущаться не только при торможении, но и при разгоне или просто при движении.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Иногда во время замедления автомобиля водитель ощущает вибрации на педали тормоза или даже на рулевом колесе.