От китайской Lada до американской Volga: история неудачных попыток модернизации российского автопрома

Старт продаж кроссовера Lada X-Cross 5, который является адаптированной версией китайской модели FAW Bestune T55, оказался неудачным. Первая партия автомобилей была распределена среди корпоративных клиентов, но массовые продажи так и не начались. Этот эпизод стал очередным примером попытки АвтоВАЗа выйти на новые рыночные сегменты с помощью иностранных партнеров, которая завершилась фальстартом. История современного российского автопрома богата на подобные эксперименты — как успешные, так и провальные. О самых необычных из них рассказывает этот материал.

От французского партнерства к американскому сотрудничеству

Планы по производству кроссовера Lada X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге в начале 2023 года не увенчались коммерческим успехом. Однако АвтоВАЗ не намерен отказываться от стратегии привлечения партнеров из дружественных стран. Компания готовит к запуску еще один бренд, эмблема которого напоминает латинскую букву X. Эта тенденция прослеживается и у других производителей: по аналогичной схеме выпускаются коммерческие автомобили «Москвич» и «Соллерс», а также электромобили Evolute.

При этом у АвтоВАЗа есть и положительный опыт лицензионного производства. Lada Largus, созданная на базе Dacia Logan MCV, зарекомендовала себя как надежная и популярная модель. Более того, в истории завода была и обратная ситуация: в начале 2000-х годов General Motors заинтересовалась перспективной разработкой ВАЗ-2123, новым поколением «Нивы». Это привело к созданию совместного предприятия, которое выпускало этот внедорожник под маркой Chevrolet. Позже АвтоВАЗ выкупил долю GM и теперь самостоятельно производит обе модели — Lada 4x4 и Chevrolet Niva.

Индийский эксперимент ГАЗа: Marshall (GAZ-Mahindra S5)

В 2005 году Горьковский автозавод столкнулся с трудностями в организации производства собственного внедорожника ГАЗ-3106. В качестве альтернативы было решено наладить выпуск индийского внедорожника Mahindra Scorpio, который получил на российском рынке название Marshall, а также именовался как ГАЗ-Махиндра S5. Помимо оригинального двигателя, была попытка оснастить автомобиль силовым агрегатом нижегородского производства. Однако спрос на модель оказался крайне низким, и после сборки нескольких сотен машин в формате крупноузловой сборки проект был заморожен.

Американская мечта для Волги: проект Volga Siber

История создания современной «Волги» полна драматизма. Еще в конце 1990-х годов планировалось совместное производство с итальянским концерном Fiat, но эти планы сорвал кризис 1998 года. Следующая попытка была более прямолинейной: купить готовую производственную линию для иномарки и адаптировать ее. Выбор пал на Chrysler Sebring/Dodge Stratus второго поколения. Сделка обошлась в $150 млн, однако возникли непредвиденные сложности: оборудование оказалось в плохом состоянии, а техническая документация была неполной. В итоге затраты на запуск производства почти вдвое превысили первоначальную стоимость покупки.

Производство Volga Siber стартовало в марте 2008 года. Автомобиль, в отличие от американского оригинала, получил доработанную подвеску с увеличенным клиренсом. Несмотря на амбициозные планы по выпуску до 65 тысяч автомобилей в год, реальность оказалась суровой. Кризис скорректировал планы, и в 2008 году было выпущено менее 2000 машин. Siber был технологически более продвинутым, чем классические «Волги», и оснащался автоматической коробкой передач. Однако цена оказалась неподъемной для частных покупателей, а государственные программы поддержки не спасли ситуацию. Убыточный проект был закрыт в октябре 2010 года, всего выпустив около 9 тысяч автомобилей. Тем не менее, история марки «Волга» может получить продолжение — серийную модель возрожденного бренда обещают представить летом 2024 года, выбрав для этого иностранного партнера.

Таганрогский полигон: взлет и падение TagAZ

Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) стал одним из самых активных игроков на поле «бейдж-инжиниринга» — производства автомобилей под собственной маркой на базе иностранных моделей. Начав в 1998 году со сборки Daewoo, завод позже перешел на Hyundai, а затем представил собственный седан Vega. Его производство быстро свернули из-за судебного иска от General Motors, обвинившей корейское подразделение ТагАЗа в использовании украденной документации от Chevrolet Lacetti.

Более успешными, хотя и недолговечными, стали проекты по сборке внедорожников. Приобретя у SsangYong линии для Korando и Musso, ТагАЗ начал выпускать их как Tager и Road Partner, внеся некоторые доработки в дизайн. Однако эти модели к моменту запуска уже морально устарели, а качество сборки, особенно механических коробок передач, оставляло желать лучшего. Попытки наладить выпуск китайских моделей JAC под брендом Тагаз провалились, как и проект по созданию «народного» спорткара Aquila.

Относительным успехом можно считать бренд Vortex, под которым с 2008 года выпускались лицензионные версии Chery (Fora, Tiggo, Amulet). До прекращения поставок комплектующих в 2013 году было собрано более 35 тысяч автомобилей этой марки.

Черкесский ковбой: авантюра Derways

Завод «Дервейз» в Карачаево-Черкесии также оставил свой след в истории российского автопрома. В 2004 году он начал выпуск внедорожника Cowboy на базе румынского Aro, но через два года поставщик шасси обанкротился. Компания переключилась на сборку китайских внедорожников под собственной маркой, включая реплики Toyota Land Cruiser Prado и Chevrolet Silverado. Было выпущено менее 1000 таких машин. Последней попыткой стала сборка Great Wall под именем DW Hauer на предприятии «Ставропольский авто», но и этот проект потерпел крах из-за финансовых проблем, а владелец компании был объявлен в розыск.

Анализ причин неудач

Эксперты сходятся во мнении, что причины провала этих многочисленных проектов были разными в каждом конкретном случае. Игорь Моржаретто из агентства «Автостат» отмечает, что часто неудачи совпадали по времени с экономическими кризисами, как в случае с TagAZ или Volga Siber, где к неблагоприятной макроэкономической ситуации добавлялись маркетинговые просчеты и неверное ценообразование.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», добавляет, что ключевой проблемой часто была неспособность выйти на целевую аудиторию или предложить конкурентоспособную цену. Что касается последнего проекта — Lada X-Cross 5 — ситуация осложнилась внешнеполитическими факторами: включение АвтоВАЗа в санкционные списки и повышенная осторожность китайских партнеров.

Таким образом, история попыток создания современных автомобилей в России на базе импортных платформ — это история, в которой переплелись амбиции, неверные расчеты, внешние обстоятельства и редкие, но ценные успехи.

Обратите внимание: Неизвестная китайская фирма построила электрокар с запасом хода 700 километров.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Китайская «Лада», американская «Волга» и другие попытки сделать современную машину.