Китайская «Лада», американская «Волга» и другие попытки сделать современную машину

Продажи кроссовера Lada X-Cross 5 не начались, и первая партия автомобилей была роздана корпоративным клиентам. Попытка АвтоВАЗа выйти на новые сегменты рынка с помощью иностранных партнеров началась с фальстарта. В истории современного российского автопрома было проведено немало экспериментов, как успешных, так и неудачных. О самом необычном из них — материал «Известий».

Французская «Лада», русский Chevrolet

Кроссовер Lada X-Cross 5, копию китайского FAW Bestan T55, планировалось производить в начале 2023 года на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, который перейдет под контроль АвтоВАЗа. Массовые продажи так и не пошли в гору.

Однако «АвтоВАЗ» не намерен отказываться от совместного производства автомобилей с восточными партнерами и уже готовит еще одну марку с эмблемой, напоминающей латинскую букву X. Привлечение партнеров из дружественных стран становится тенденцией. По такой схеме производятся коммерческие автомобили «Москвич» и «Соллерс», а также электромобили Evolute.

АвтоВАЗ также имеет весьма успешный опыт разработки иномарок. Lada Largus, лицензионный Dacia Logan MCV, зарекомендовал себя как очень популярная модель.

В истории Вольсийского автозавода была и обратная ситуация. В начале 2000-х годов «Нивой» нового поколения (ВАЗ-2123) заинтересовалась компания General Motors, которая организовала совместное предприятие с «АвтоВАЗом» по выпуску внедорожника под маркой Chevrolet.

Кроме того, СП приобрело права на бренд «Нива» и в Тольятти начали производить автомобили первого поколения под названием Lada 4x4. В конце 2019 года «АвтоВАЗ» выкупил долю GM в совместном предприятии и теперь производит обе «Нивы» самостоятельно.

Болливудский сценарий: как в России появился GAZ-Mahindra S5

В 2005 году Горьковский автозавод не смог наладить производство собственного внедорожника ГАЗ-3106, поэтому было решено заменить его экзотической иномаркой – индийской Mahindra Scorpio, которую переименовали в российский Marshall. У этого автомобиля есть и другое название: ГАЗ-Махиндра S5.

Помимо оригинального 2-литрового двигателя (116 л.с.), внедорожник попытались оснастить нижегородским силовым агрегатом. ГАЗ планировал продавать Marshall через собственные дилерские центры, но спрос оказался низким, и проект застопорился после сборки нескольких сотен автомобилей в крупноузловом формате.

Итало-американская мечта: Volga Siber

В конце 1990-х «Волгу» должны были строить совместно с Fiat. Инженеры ГАЗа отправились в Италию и приняли участие в разработке совместной платформы, что в конечном итоге привело к созданию Lancia Theory. Волга (ГАЗ-3107) стала жертвой кризиса 1998 года.

В следующий раз я решил сделать что-нибудь попроще. Это купить линию по производству иномарки и превратить ее в «Волгу». Обеспокоенность Chrysler заключалась в том, что компания только что согласилась прекратить производство Chrysler Sebring/Dodge Stratus второго поколения и продать эту модель в Россию за $150 млн, однако поставленные ею сборочные роботы оказались не в лучшем состоянии документы отсутствовали. Поэтому стоимость запуска линии с ГАЗом почти в два раза превышала закупочную цену. Большая часть запчастей была привезена из-за границы.

Производство легкового автомобиля «Волга Сайбер» началось в марте 2008 года. От американских машин этот автомобиль отличался конструкцией и улучшенной подвеской, увеличившей дорожный просвет. В 2008 году компания производила 10 000 автомобилей в год, в дальнейшем планирует увеличить выпуск до 65 000 автомобилей в год. Однако с наступлением кризиса планы скорректировались до 3000 машин, хотя реально в 2008 году было выпущено менее 2000.

Сайбер был гораздо более современным автомобилем, чем российские «Волги», выпускавшиеся параллельно, с современным оборудованием и автоматической коробкой передач. Однако спрос на новую модель оказался слишком низким. Государственные программы закупок и переработки не помогли. Автомобиль оказался слишком дорогим для частника. Убыточный проект был свернут в октябре 2010 года, а количество выпущенных к этому моменту «Киберов» составило менее 9 тысяч».

На этом история Волги не заканчивается. Серийную модель возрожденного бренда обещают представить летом 2024 года.

Обратите внимание: Неизвестная китайская фирма построила электрокар с запасом хода 700 километров.

По словам вице-премьера, секретаря Минпромторга Дениса Мантурова, ГАЗ примет решение о выборе иностранного партнера для предоставления автомобилей под значок и организации производства.

Tagaz Tager и Tagaz Road Partner: как это делалось в Таганроге

Среди российских производителей в области бейджостроения лучшим стал таганрогский ТагАЗ. В 1998 году ФПГ «Доинвест» организовала на бывшем Таганрогском комбайновом заводе производство автомобилей Daewoo со звучными названиями «Кондор», «Орион» и «Ассоль». Позже к нему присоединился «каблуковый» Citroën Berlingo под названием «Орион-М».

Затем компания перешла на контрактную сборку моделей Hyundai, но в 2009 году неожиданно представила седан Vega под собственной маркой Тагаз. Автомобиль разработан корейским подразделением ТагАЗа, которое также поставило большую часть комплектующих. Буквально через несколько месяцев после выпуска этой модели корейское подразделение General Motors возбудило судебное дело против ТагАЗ Корея. Сообщается, что при проектировании Vega использовалась украденная техническая документация Chevrolet Lacetti. В результате производство седана было прекращено.

В то же время Тагаз приобрел у SsangYong линии сборки внедорожников Korando и Musso, и их производство началось в России под названиями Tagaz Tager и Tagaz Road Partner. Автомобиль получил доработки, Tager в дополнение к 3-дверной версии получил 5-дверную версию, а Road Partner обновился с помощью стилистических изменений. Хотя эти внедорожники были оснащены лицензионными двигателями Mercedes, к моменту их запуска в России они достаточно устарели.

Кроме того, часто ломалась механическая коробка передач, установленная на ТагАЗе. Добавьте к этому миллиарды долларов долга заводов. С 2010 года производство внедорожников сократилось. Попытка Китая производить седан JAC модели C10 и кроссовер C180 под брендом Тагаз закончилась полным провалом. Aquila, «народный» спортивный автомобиль, также не оправдал ожиданий.

Еще один проект ТагАЗа по сборке китайских автомобилей оказался более успешным. В 2008 году началось производство лицензионного седана Chery Fora Estina под брендом Vortex. Модельный ряд затем пополнился кроссовером Tingo (Chery Tiggo) и лифтбеком Corda, пресловутым Chery Amulet. Закупки автомобильных комплектов прекратились в 2013 году, но общий объем производства бренда Vortex превысил 35 000 единиц.

Derways Cowboy — ковбой из Черкесска

Автомобили, выпускаемые на заводе «Дарвейз» в Карачаево-Черкесии, малоизвестны. В 2004 году компания начала выпуск внедорожника Darways Cowboy, созданного на базе румынского Aro. Всего через два года поставщик шасси был куплен американцем и обанкротился. Компания Darways перешла на сборку внедорожников китайского производства под собственной маркой.

Это были пикапы Toyota Land Cruiser Prado, SsangYong Rexton и Chevrolet Silverado. Всего было выпущено менее 1000 единиц, но затем Дарвейс вновь попытался организовать сборку китайского внедорожника Great Wall на новом предприятии «Ставропольский авто» — ему дали имя DW Hauer. Этот проект также провалился. В результате производство на обоих заводах было остановлено из-за финансовых проблем, а владелец компании, бизнесмен Хаджи Мурат Дерев, был объявлен в розыск за уклонение от уплаты налогов.

Почему не вышло создать российские автомобили на базе импортных

Игорь Моржалет, партнер аналитического агентства «Автостат», говорит, что причины прошлых неудачных проектов в российском автопроме в каждом случае были разные.

— Возможно, время было неудачным, поскольку оно совпало с экономическим спадом. Например, так произошло с ТагАЗом. "Где-то по пути маркетинговые просчеты и неправильное ценообразование совпали с экономическим кризисом, как в случае с проектом "Волга-Шибель", - отмечает эксперт.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», говорит, что у каждой компании своя история.

— Часто причиной неудачи является невозможность достучаться до аудитории, рынка или цены. С АвтоВАЗом ситуация другая. Они не пытались выпустить какую-то странную машину. Lada X-Cross 5 хорошо выглядит и хорошо ездит. Однако «АвтоВАЗ» включен в список SDN, и китайская сторона сейчас действует очень осторожно», — говорит эксперт.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Китайская «Лада», американская «Волга» и другие попытки сделать современную машину.