Парадокс ПДД: водителя лишили прав за оставление места ДТП, которого не было, из-за падения пассажира в трамвае

Опыт водителя трамвая и два незначительных инцидента

Я работаю водителем трамвая в Санкт-Петербурге уже более шести лет. За это время произошло два происшествия с участием автомобилей, но оба были незначительными. В первом случае женщина на автомобиле не уступила дорогу на перекрестке, а во втором — мужчина совершил небезопасный поворот. В обеих ситуациях прибывшие сотрудники ГИБДД быстро разобрались, так как у трамвая есть безусловный приоритет перед безрельсовым транспортом. Проблемы возникают только если трамвай сам нарушает правила, например, проезжает на красный свет.

Роковой день в мае: маневр «Соляриса» и рефлекторное торможение

Однако недавно произошел куда более серьезный и показательный случай. В один из майских дней на оживленном перекрестке (60-е шоссе, пересечение с ул. Маршала Казакова и ул. Котина) я вел трамвай. Со встречного направления двигался другой трамвай. Как только я выехал из-за его хвостовой части, автомобиль Hyundai Solaris, обгонявший встречный трамвай, внезапно начал разворот прямо передо мной.

Схема инцидента для наглядности.

Сработал рефлекс — я дернул контроллер в положение тормоза. Контроллер в новых вагонах очень чувствительный, и вместо плавного замедления сработали рельсовые тормоза (электромагниты экстренного торможения). Трамвай резко дернулся, но столкновения с автомобилем удалось избежать. Водитель «Соляриса», показав неприличный жест, спокойно уехал. Однако внутри вагона от резкого торможения упала пассажирка — женщина около 50 лет, которая как раз расплачивалась за проезд и не успела ухватиться за поручень.

Цепная реакция: от падения пассажира до уголовного дела

Согласно инструкции, я предложил женщине помощь (она отказалась) и сообщил о происшествии в диспетчерскую. Поскольку был пострадавший (упавший пассажир), инцидент был квалифицирован как дорожно-транспортное происшествие. Мне приказали ждать ГИБДД. Прибывшие сотрудники отпустили остальных пассажиров, а сама пострадавшая, не дожидаясь конца разбирательства, также ушла. Инспектор даже сказал: «Она ушла, ну и бог с ней». Мне выписали штраф на работе за «неосторожное вождение», и я думал, что на этом история закончилась.

Однако позже выяснилось, что у женщины диагностировали перелом пальцев руки. А еще через полгода, в декабре 2023-го, меня вызвали в Красносельский районный суд в качестве свидетеля. На заседании, куда не явились ни пострадавшая, ни водитель «Соляриса», судья в течение 15 минут рассмотрела записи с камер и вынесла решение: лишить того самого водителя Hyundai прав на 1,5 года за оставление места ДТП. Вероятно, он до сих пор не знает о своем наказании.

Обратите внимание: Саратовские приставы при помощи "Паутины" арестовали автомобиль, владелец которого накопил 89 млн.

Горькая ирония и неудобные вопросы

Эта ситуация заставила меня задуматься. Водители трамваев часто сталкиваются с мелкими нарушениями со стороны автомобилистов, которые подрезают или маневрируют на путях. К этому привыкаешь. Но ирония в том, что сотрудники ГИБДД, расследовавшие тот майский инцидент, в шутку сказали: «Надо было не тормозить, а стукнуть его. Хлопот бы меньше было». И теперь, поразмыслив, я начинаю видеть в этой «шутке» горький смысл.

Падение пассажира в салоне — это всегда серьезное ЧП для водителя с массой проверок. А если бы я не стал резко тормозить и слегка задел нарушителя? Машина бы пострадала не сильно, вопросы решались бы через страховку, а трамваю, возможно, потребовался бы недорогой ремонт. И самое главное — никто бы не лишился прав за «оставление места ДТП», которого, по сути, и не было (ведь столкновения-то не произошло). Получается парадоксальная ситуация, когда попытка избежать аварии и сохранить здоровье пассажиров приводит к более серьезным юридическим последствиям для второго участника.

Выводы и предостережение для автомобилистов

Современные трамваи оснащаются системами помощи водителю, которые жестко реагируют на препятствия. Поэтому, пожалуйста, ради общей безопасности и чтобы избавить нас от лишних проблем, не подрезайте трамваи и не выезжайте на трамвайные пути в неположенных местах. Это убережет и вас от неожиданных судебных решений, подобных описанной истории.

[Наземная мина] Трамвайное происшествие Нарушение правил дорожного движения Водительские права ГИБДД DDDA Автомобиль длинный пост 84

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Лишение водительского удостоверения на 1,5 года за уезд с места ДТП... которого не было?.