ГИБДД объяснила ситуацию с биометрическими штрафами: идеи в научной статье, а не готовый законопроект

В Госавтоинспекции дали официальные разъяснения по поводу нашумевшей статьи о штрафах с использованием биометрических данных. В ведомстве подчеркнули, что речь идёт о научной дискуссии, а не о готовящихся изменениях в законодательстве.

Что вызвало резонанс?

Поводом для обсуждения стала публикация в научном журнале МВД «Безопасность дорожного движения». Статью написал начальник управления безопасности дорожного движения Московской области Александр Быков. В материале рассматривались перспективные технологии, включая использование систем распознавания лиц на «умных» светофорах для выявления нарушений не только среди водителей, но и среди пешеходов, а также пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты.

Автор ссылался на зарубежный опыт: например, на систему из 500 тысяч камер в Лондоне или масштабное видеонаблюдение в Китае. Также он упомянул, что прототип светофора с биометрической камерой уже тестировался в Москве на Бережковской набережной. По задумке, такая система могла бы фиксировать траекторию движения пешехода и, в случае нарушения, выводить его обезличенное изображение на информационное табло рядом.

Спорное предложение

Наибольшие вопросы вызвал один из выводов статьи, где говорилось, что для эффективной работы подобных систем привлечения пешеходов к ответственности необходимы биометрические данные каждого гражданина. При этом автор отмечал, что предоставление таких данных должно стать не правом, а обязанностью. Это предложение вступило в противоречие с недавними поправками в законодательство, которые прямо запрещают принудительный сбор биометрии.

Официальная позиция МВД

20 января 2024 года официальный представитель МВД России Ирина Волк дала комментарий, чтобы расставить все точки над «i». Она пояснила, что статья носит исключительно научно-дискуссионный характер и отражает личное мнение автора как эксперта, изучающего новые технологии для повышения безопасности на дорогах.

«Необходимо различать законодательные инициативы, оформленные в установленном порядке, и идеи, вынесенные на обсуждение в научном сообществе», — заявила Волк. Она подчеркнула, что Госавтоинспекция систематически изучает причины аварий и ищет пути их предотвращения, в том числе с помощью технологий, но любые нововведения требуют серьёзной проработки и изменений в законах. На текущий момент вопрос биометрических штрафов остаётся предметом научной полемики, а не готовым проектом.

Обратите внимание: В Российском союзе автостраховщиков (РСА) прокомментировали штрафы с камер за ОСАГО с 2023 года.

Таким образом, МВД дало понять, что никакой практической работы по внедрению обязательной биометрии для штрафов не ведётся. Однако эксперты отмечают, что сама по себе такая дискуссия в официальном ведомственном журнале показывает возможные векторы будущего развития систем контроля за дорожным движением.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В ГИБДД прокомментировали штрафы по биометрии.