Появление первых самоходных паровых машин на дорогах Европы и Америки в начале XIX века быстро выявило их опасность для других участников движения. Эти громоздкие и шумные агрегаты пугали лошадей, которые тогда были основой транспорта, что приводило к частым происшествиям, включая травмы и гибель людей.
Первыми на проблему отреагировали в Великобритании. Еще в 1865 году парламент принял так называемый «Закон о красном флаге». Этот документ ограничивал скорость самоходных экипажей до 6 км/ч за городом и до 3 км/ч в населенных пунктах. Более того, перед машиной должен был идти человек с красным флагом, предупреждая об опасности.

Современному человеку такие правила кажутся абсурдными, ведь они сводили на нет преимущества механического транспорта. Однако цель законодателей была не только в предупреждении, но и в том, чтобы машины не обгоняли пешеходов. Несмотря на строгие меры, аварии случались. Одна из первых задокументированных жертв — ирландский ученый Мари Уорд, погибшая в 1869 году, упав с паровой повозки и попав под ее колеса.
Со временем закон адаптировали: отменили требование о красных флагах и повысили допустимую скорость на некоторых участках. Однако ключевое правило сохранилось: при встрече с лошадью самоходная машина должна была остановиться. Это означало, что средняя скорость движения по-прежнему оставалась очень низкой.
Новые вызовы и первые светофоры
Постепенно проблема испуганных лошадей отошла на второй план. Лошади привыкли к машинам, а количество последних на дорогах росло, создавая хаос и необходимость регулировать уже общий поток транспорта.

Ответом на новые вызовы стало появление первых средств регулирования. Уже в 1868 году в Лондоне установили прототип светофора — газовую лампу с ручным управлением. Параллельно росли и разрешенные скорости. К 1896 году в Англии за городской чертой уже можно было двигаться со скоростью до 23 км/ч.
Обратите внимание: Хот-хэтч Seat Leon соревнуется в скорости с копьем: Видео.
Правда, измерить эту скорость тогда было сложной задачей.Несмотря на ранние европейские инициативы, официальным днем рождения первого в истории закона, целенаправленно ограничивающего скорость именно для моторизованного транспорта, считается 21 мая 1901 года. Именно тогда такой закон был принят в американском штате Коннектикут.

Этот закон устанавливал лимит в 12 миль в час (около 19 км/ч) в городах и 15 миль в час (около 24 км/ч) на загородных дорогах. Интересно, что автор законопроекта, Роберт Вудрафф, не забыл и о лошадях: водители обязывались сбавлять скорость при встрече с конными экипажами и останавливаться, чтобы не напугать животных.
Любопытно, что в истории США были и более ранние попытки регулировать скорость. Еще в 1652 году в колонии Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) был издан указ, запрещавший ездить на телегах и санях «с чрезмерной скоростью» под угрозой крупного штрафа.
Формирование современной системы правил
После закона Коннектикута процесс пошел активнее. В 1903 году Нью-Йорк принял первый в мире комплексный закон о дорожном движении. Однако внедрение единых правил в США шло медленно и неравномерно из-за традиций штатской автономии. Еще в 1930 году более десятка штатов не имели ограничений скорости, а в 28 штатах для управления автомобилем не требовались водительские права. Общенациональный лимит в 55 миль в час был установлен только в 1974 году, во многом как мера по экономии топлива, которая, однако, привела и к снижению аварийности.

Другие страны с развитым автопарком шли схожим путем: сначала разрешали все более высокие скорости, а затем, осознав риски, вводили разумные ограничения. Например, в Германии в 1934 году отменили лимиты скорости за городом (что позже дало жизнь знаменитым неограниченным автобанам), но установили ограничение в 60 км/ч для городских улиц.
Первые штрафы за превышение скорости
История наказаний за быструю езду началась даже раньше, чем полноценные законы. Первый в мире задокументированный штраф за превышение скорости был выписан 28 января 1896 года англичанину Уолтеру Арнольду. Он ехал со скоростью 13 км/ч при разрешенных 3 км/ч. Ирония в том, что полицейский гнался за нарушителем на велосипеде, а как именно он зафиксировал скорость — остается исторической загадкой.

Всего три года спустя, в 1899 году, первый подобный штраф появился и в США. Нью-йоркский таксист Джейкоб Джарман был оштрафован за езду на электрическом такси со скоростью 12 миль в час. Интересно, что в те годы электромобили в США были популярнее машин с ДВС. Точные детали этого дела и закон, по которому был выписан штраф, к сожалению, не сохранились.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Официально днем рождения первого в истории закона об ограничении скорости для моторизованных транспортных средств считается 21 мая 1901 года.