![]()
В конце 2023 года, 25 декабря, в Государственную Думу был внесен важный законодательный проект. Его цель — расширить сферу действия полисов обязательного автострахования (ОСАГО). Согласно инициативе, страховые выплаты должны будут покрывать ущерб, причиненный автомобилям не по вине других водителей, а из-за внешних факторов: плохого состояния дорог (выбоин, ям), падения деревьев или сосулек с крыш.
История вопроса и предыдущие инициативы
Как ранее сообщалось, подобная идея уже обсуждалась в парламенте. Весной 2022 года депутаты предлагали распространить покрытие ОСАГО на случаи ущерба, возникшего из-за халатности дорожных или коммунальных служб. Однако при первом рассмотрении летом того же года законопроект не получил поддержки.
Тема не была закрыта. 6 января 2023 года депутат Госдумы Ярослав Нилов заявил о намерении вновь вынести этот вопрос на обсуждение. В своем Telegram-канале он отметил, что сотни автовладельцев по всей стране ежегодно вынуждены обращаться в суды из-за падающих веток, неубранного снега и льда с крыш, а также других проблем, которые коммунальные службы могли бы предотвратить. По его мнению, возмещение такого ущерба через отлаженную систему ОСАГО значительно облегчило бы жизнь гражданам и разгрузило бы суды.
Обратите внимание: Лучше или хуже становятся дороги?.
Суть нового законопроекта
Новая инициатива, внесенная 25 декабря 2023 года, предлагает конкретные поправки в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В документе предлагается добавить новую статью 18-1.
Согласно тексту законопроекта, потерпевший (автовладелец) получает право обратиться к своей страховой компании за возмещением вреда, причиненного его имуществу, жизни или здоровью в результате неправомерных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или организаций жилищно-коммунального хозяйства. Для этого необходимо подать заявление и документы, предусмотренные правилами ОСАГО.
Страховая компания, выплатив компенсацию владельцу автомобиля, впоследствии сможет взыскать эти средства в порядке регресса с виновных дорожных или коммунальных служб. Для оценки ущерба будет проводиться независимая техническая экспертиза.
Почему это важно?
В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на серьезную проблему. В настоящее время, если автомобиль пострадал из-за ямы на дороге или упавшей с крыши сосульки, владельцу приходится самостоятельно через суд доказывать вину и взыскивать ущерб с ответственных организаций. Этот процесс часто занимает многие месяцы, а иногда и годы, создавая нагрузку на судебную систему и вынуждая многих автовладельцев просто отказываться от защиты своих прав. Это, в свою очередь, ведет к социальной напряженности.
Предлагаемые изменения призваны использовать уже существующий и эффективный механизм ОСАГО для быстрого возмещения ущерба гражданам. Автовладелец оперативно получит деньги на ремонт или направление в сервис, а вопрос взыскания этих средств с виновной организации ляжет на страховщика.
Дальнейшие шаги
26 декабря 2023 года законопроект был направлен на рассмотрение в профильный комитет Госдумы по финансовым рынкам. В случае одобрения парламентом и подписания Президентом, новые правила вступят в силу со дня официального опубликования закона.
А если вам необходимо купить или продлить полис ОСАГО, вы можете сравнить котировки и выбрать наиболее подходящий вариант на моем сайте.
Больше интересных статей здесь: Новости.

