Перезапуск калужского автозавода: перспективы и потенциальные партнеры

Власти Калужской области заявили о скором возобновлении работы автомобильного завода, который ранее принадлежал концерну Volkswagen. По информации регионального руководства, переговоры с новым инвестором находятся на финальной стадии, и уже в первой половине 2024 года предприятие может вернуться к работе. Однако эксперты сомневаются, что завод сможет быстро выйти на прежние мощности и наладить полноценный производственный цикл.

Планы по возрождению предприятия

Губернатор Калужской области Владислав Шапша подтвердил, что перезапуск бывшего завода Volkswagen запланирован на первое полугодие 2024 года. Он выразил уверенность, что "последние штрихи" в переговорах с новым партнером уже прорабатываются. Предприятие, расположенное в индустриальном парке «Грабцево», начало работу в 2007 году и специализировалось на выпуске моделей VW Polo, Skoda Rapid и VW Tiguan, а также двигателей. После введения санкций в марте 2022 года завод был законсервирован. В мае 2023 года российские активы Volkswagen, включая калужский завод, приобрела компания AGR Automotive Group (ранее «Арт-Финанс»), причем эта сделка, в отличие от других, не предусматривает опциона на обратный выкуп.

Реалии и ограничения нового старта

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что технически возобновить работу завода в указанные сроки возможно. Однако полноценное производство автомобилей, на которое изначально было рассчитано предприятие, в ближайшей перспективе маловероятно. Партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто поясняет, что запуск производства под новые модели часто оказывается сложнее и дороже, чем строительство завода с нуля, так как требует серьезной модернизации оборудования и перестройки технологических процессов.

Скорее всего, речь идет о возобновлении работы по схеме крупноузловой сборки (CKD). В этом случае будет задействован только сборочный конвейер, а такие высокотехнологичные и дорогостоящие участки, как сварочный и окрасочный цеха, могут остаться не у дел. Это создает риск перепрофилирования части мощностей, примером чему служит судьба завода Ford во Всеволожске, где теперь размещается лесопилка. В таких условиях о выходе на проектную мощность в 225 тысяч автомобилей в год говорить не приходится.

Обратите внимание: Производство электрокара Fisker EMotion начнётся в 2019 году.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков добавляет, что даже сборка китайских аналогов прежних моделей Volkswagen потребует значительной переналадки. Машины могут быть внешне похожи, но отличаться по используемым материалам, количеству сварных точек, толщине швов и типам лакокрасочных покрытий. По его мнению, возможен сценарий глубокой крупноузловой сборки или даже разборки готовых автомобилей (DKD) с последующей сборкой на месте.

Автор Telegram-канала «Русский Автомобиль» Сергей Цыганов обращает внимание на то, что сам термин «перезапуск» может трактоваться по-разному. Он напоминает о похожей ситуации с заводом Volvo в регионе, который был перезапущен, но его продукция (грузовики NEXT) практически незаметна на рынке.

Кто может стать новым партнером?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что новым технологическим партнером станет один из китайских автопроизводителей. Независимый консультант Сергей Бургазлиев называет среди вероятных кандидатов компании GAC и FAW. Сотрудничество с FAW, по его мнению, могло бы помочь восстановить доверие китайских партнеров после неудач в других совместных проектах, например, с АвтоВАЗом.

Он также отмечает, что крупноузловая сборка будет экономически оправдана при объемах от 30 до 35 тысяч машин в год. Для производства с глубокой локализацией, включающей сварку и покраску, необходимы уже более серьезные объемы — от 90 до 120 тысяч автомобилей ежегодно.

По некоторым данным, работы на заводе уже идут: там собрали около 120 автомобилей Chery. Однако, как считает Сергей Цыганов, это вряд ли перерастет в долгосрочное партнерство. Более реалистичным партнером он видит компанию GAC, у которой есть амбициозные планы на российский рынок. Начать производство, вероятно, стоит с кроссоверов как наиболее маржинальных моделей, а затем добавить седаны B- и C-классов для наращивания объемов.

Игорь Моржаретто предполагает, что из-за риска вторичных санкций китайские производители могут не открывать производство в России напрямую. Более вероятна схема, отработанная на калининградском «Автоторе», когда российская компания формально ведет сборку, а китайский партнер выступает поставщиком автокомплектов.

В AGR Automotive Group отказались комментировать детали будущего завода и переговоры с потенциальными партнерами.

Кирилл Сазонов, Денис Буденков

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда возобновится производство и какие машины будут выпускать.