Когда возобновится производство и какие машины будут выпускать

Власти Калужской области обещают в ближайшее время возобновить производство автомобилей на бывшем заводе Volkswagen. По словам регионального менеджера, переговоры с новым партнером практически завершены, обсуждаются окончательные детали.

Перезапуск этого предприятия возможен в условиях сборки крупных агрегатов, но выход на первоначальную проектную мощность вряд ли возможен, отмечают эксперты. Подробности узнали "Известия».

Вторая попытка

Производство автомобилей на бывшем заводе Volkswagen в Калуге будет перезапущено в первой половине 2024 года. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" сообщил губернатор Калужской области Владислав Шапша. Он отметил, что обсуждение планов с новым промзаводом будет возобновлено в первом полугодии 2024 года партнер компании находится на завершающей стадии.

— В первой половине этого года, я уверен, это начнет работать. Последние штрихи этих переговоров уже завершены", - отметил глава региона.

Предприятие, расположенное в индустриальном парке «Грабцево» под Калугой, открылось в конце 2007 года. Завод выпускал седаны VW Polo и Skoda Rapid, а также кроссоверы VW Tiguan. Кроме того, в 2017 году на заводе было запущено производство двигателей. В марте 2022 года, после введения антироссийских санкций, автозавод перешёл в режим покоя.

В мае прошлого года российские активы Volkswagen Group, в том числе калужский завод, приобрело ООО «Арт-Финанс», позже переименованное в ООО «АГР», компанию AGR Automotive Group. В отличие от других подобных сделок, покупка бывшего завода Volkswagen не предполагает опциона на обратный выкуп.

«Вместо Ford теперь лесопилка»

Возобновить работу Калужского автозавода в сроки, определенные властями региона, вполне возможно, считают опрошенные "Известиями" эксперты. Но в обозримом будущем вряд ли можно рассчитывать на полноценное производство автомобилей, на которые рассчитано это предприятие, добавляют они. По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, открыть автозавод с ориентацией на сборку определенных моделей в ряде случаев сложнее и дороже, чем начинать бизнес с нуля».

"Хотя речь идет о близкой по размерам модели, запуск требует серьезной модернизации оборудования и изменения некоторых технологических операций. Все это требует времени и денег", - говорит он.

Если бывший завод VW будет перезапущен, то, по мнению эксперта, скорее всего, это будет крупноузловое производство по крупноузловому методу. Однако в этом случае будет задействован только основной сборочный конвейер предприятия, а значительная часть других мощностей просто не понадобится.

- Сварочный и малярный цеха в этом случае остаются невостребованными. А это одни из самых технологичных и дорогих производств в любой компании. А поскольку они фактически оказываются ненужными, нельзя исключать возможность переориентации части мощностей компании.

Обратите внимание: Производство электрокара Fisker EMotion начнётся в 2019 году.

К сожалению, печальные примеры такой «конверсии» уже есть. Например, часть территории бывшего автозавода Ford во Всеволожске сейчас занимает лесопилка, рассказал "Известиям" Игорь Моржаретто. Поэтому рассчитывать на проектную мощность завода (225 тыс автомобилей в год) при перезапуске вряд ли стоит, добавил он.

С ним согласен и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, даже если предположить, что в Калуге начнут собирать китайские аналоги моделей VW (например, Jetta), это все равно потребует серьезной перенастройки оборудования.

— Несмотря на то, что машины внешне похожи, с технологической точки зрения они очень разные. Для другого металла нужны другие электроды, другое количество точек сварки, другая толщина швов и, возможно, где-то есть дополнительная армирующая «косынка». С живописью аналогичная история: оборудование обычно «заточено» для работы с каким-то типом эмали, рассказал он «Известиям».

По его мнению, перезапуск автозавода в Калужской области предполагает масштабную крупноузловую сборку автомобилей, а возможно, даже и производство ДКД, где готовый автомобиль, собранный на "основном" заводе нового технологического партнера, сначала частично перерабатывается разобран и в таком виде доставлен на российский завод, где снова собран.

Многое зависит от того, что власти Калужской области понимают под понятием «перезапуск», говорит автор популярного Telegram-канала «Русский Автомобиль» Сергей Цыганов. Он напомнил, что завод Volvo уже перезапустился в регионе в прошлом году.

— Кто-нибудь слышал что-нибудь о его продукции, о грузовиках, продаваемых под брендом NEXT? Продают ли их дилеры, существуют ли они вообще? - спрашивает Цыганов.

Кто заменит Volkswagen?

По словам независимого консультанта автопрома Сергея Бургазлиева, очевидно, что новым технологическим партнером станет один из китайских автопроизводителей. Он предположил, что GAC может быть среди кандидатов на производство автомобилей на бывшем заводе VW: эта информация на уровне слухов обсуждалась еще в прошлом году, отметил он.

Кроме того, по его мнению, теоретически возможно, что объект в Калуге будет предложен к сотрудничеству с FAW. Во многом для того, чтобы восстановить доверие потенциальных китайских партнёров после ошибок, допущенных АвтоВАЗом в проекте X-Cross, отметил эксперт.

— На месте российских министерств я бы приложил усилия для реализации этого сценария. Это восстановит доверие к России на глобальном уровне, и я надеюсь, что FAW согласится, сказал "Известиям" Сергей Бургазлиев.

Он отметил, что в любом случае запуск крупноузлового крупноузлового производства будет финансово оправдан только при объемах 30-35 тысяч машин в год. Если говорить о производстве автомобилей с глубокой локализацией, предполагающей сварку и покраску кузовов, то их сборка в этом случае будет возможна с объемом 90-120 тысяч машин в год, подчеркнул Сергей Бургазлиев.

Работы по перезапуску завода в Калуге уже ведутся: на заводе собирают 120 автомобилей Chery, рассказал "Известиям" знакомый с ситуацией Сергей Цыганов. Однако на этом потенциальное партнерство с брендом закончится, считает эксперт.

— Другой, более реалистичный партнёр — GAC. У компании большие планы на российский рынок. Сейчас наиболее прибыльными моделями являются кроссоверы. Я думаю, что с них все и начнется, они дадут максимальную маржу, а вторым шагом станут седаны классов В и С, на которых можно сделать объемы", - прогнозирует эксперт.

По мнению Игоря Моржаретто, из-за опасений вторичных санкций высока вероятность того, что китайские автопроизводители не откроют автопроизводство в нашей стране напрямую. Скорее всего, перезапуск завода в Калужской области будет осуществлен по уже отработанной на калининградском "Автоторе" схеме, когда российская компания легально занимается производством автомобилей, а китайский партнер только поставляет автокомплекты.

В AGR Automotive Group отказались комментировать судьбу автозавода в Калужской области и потенциальных технологических партнеров компании.

Кирилл Сазонов, Денис Буденков

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда возобновится производство и какие машины будут выпускать.