В 2023 году лишь 8% от общего числа проданных в России автомобилей было ввезено по схеме параллельного импорта. Несмотря на снижение доли этого канала, правительство страны приняло решение продлить действие данного механизма до 2024 года. В статье рассматривается, как это решение отразится на состоянии авторынка и динамике цен на машины.

Гибкий механизм с корректировками
Система параллельного импорта, по мнению экспертов, предоставляет российским потребителям свободу выбора, позволяя приобретать желаемые модели автомобилей. Как отмечает Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики, этот механизм обладает гибкостью: если производитель возобновляет официальные поставки, альтернативный ввоз его моделей прекращается. Это создает стимул для брендов легально возвращаться на рынок, развивать дилерские сети и инвестировать в качественный сервис.
Однако в 2024 году схема претерпит изменения. Ожидается постепенное сокращение перечня автопроизводителей, на которых она распространяется. Как поясняет автомобильный эксперт Сергей Логинов, параллельный импорт стал неотъемлемой частью российской реальности. Даже без официального продления он продолжал бы существовать, но в теневом формате. Изначально идея заключалась в импорте марок, официально не представленных в стране, но на практике часто ввозились и разрешенные модели, так как это было экономически выгоднее из-за более низкой стоимости по сравнению с официальными дилерами.




Ограничения в первую очередь затронут китайские бренды, которые активно представлены на российском рынке официально. Для марок, покинувших Россию (европейских, японских, корейских), параллельный импорт останется доступным как минимум до 1 февраля 2024 года. По оценкам участников рынка, под угрозой могут оказаться поставки таких моделей, как Voyah Free, Hongqi E-HS9 или Geely Monjaro.
Влияние внешних ограничений: пример Казахстана
Ситуацию осложняют изменения в правилах соседних стран. Так, Казахстан ввел запрет на ввоз праворульных автомобилей, чтобы пресечь нелегальные каналы. Поскольку часть машин традиционно попадала в РФ через казахстанскую границу, это вызвало вопросы о последствиях для российского покупателя.
Обратите внимание: Россиянин рискнул пересечь всю страну на «запорожце».
Однако, по мнению эксперта Сергея Логинова, эти меры не окажут существенного влияния на российский рынок. Основной поток китайских автомобилей сейчас идет через порт Владивосток, а не через Казахстан. Существующие ограничения касаются в основном объема двигателя (до 2 литров). Возможные единичные сложности с поставками через Казахстан не изменят общую картину.



Перспективы рынка и ценовая динамика
Экономист Максим Чирков прогнозирует снижение цен на автомобили в России, которые в настоящее время, по его мнению, серьезно завышены. Смягчению падения цен будет способствовать адаптация рынка к новым условиям, на что указывает и снижение объемов параллельного импорта. Дополнительными факторами станут запуск новых производственных мощностей в стране (например, на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге) и потенциальное укрепление курса рубля.
Статистика агентства «Автостат» подтверждает тенденцию: если в октябре 2023 года на параллельный импорт приходилось 11% продаж, то в ноябре — уже только 8%. Годом ранее, в ноябре 2022-го, этот показатель был на уровне 9%. Таким образом, параллельный импорт, с одной стороны, остается для многих россиян возможностью приобрести европейские марки, но с другой — сопряжен с рисками, о которых ранее подробно писал aif.ru.
Виктория Кутузова
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Объемы ввоза автомобилей в страну сократятся.
