Иномарки в СССР: чехословацкие автомобили Tatra и Škoda, которые были доступны избранным

Распространено мнение, что в Советском Союзе не было иномарок, однако это не совсем так. В рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) существовало разделение труда между социалистическими странами. Например, Венгрия специализировалась на автобусах, а СССР — на полноприводных вездеходах. При этом Чехословакия, обладавшая развитой автомобильной промышленностью ещё до Второй мировой войны, поставляла в СССР свои легковые автомобили, хотя и в ограниченных количествах.

Воздушные приключения: легендарные Tatra

Ещё до войны в СССР попадали футуристические автомобили Tatra с двигателями V8 воздушного охлаждения, независимой подвеской и обтекаемыми кузовами. Их было очень мало. После войны некоторые экземпляры были вывезены в качестве трофеев. Один из них, модель Tatra 87 1940 года выпуска с трёхлитровым 75-сильным двигателем и пробегом менее 100 км, достался Рему Меркулову, сыну министра госбезопасности, который эксплуатировал её полвека.

Интерес к этой машине проявила Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина. По одной из версий, именно её желание стало причиной того, что в Москву на самолёте доставили чёрный седан Tatra 87 в качестве подарка для советского лидера. Сталин, по словам Рема Меркулова, был этим недоволен. Другая версия гласит, что инициатива исходила от самих чехословацких товарищей. Так или иначе, Светлана некоторое время пользовалась этим автомобилем.

Tatra 87 не была единичным случаем. По разным оценкам, в СССР было завезено от 30 до 150 таких машин для высокопоставленных чиновников и военных. Например, один экземпляр принадлежал будущему маршалу Андрею Ерёменко. Факт их относительно широкого присутствия подтверждается и сегодня: иногда находят и восстанавливают эти чехословацкие седаны. Модель выпускалась до 1950 года, а затем, до 1952 года, собиралась более простая Tatraplan (T600) с 4-цилиндровым двигателем, которая также иногда встречалась в СССР.

В 1949 году, к 70-летию Сталина, из Чехословакии прибыли три специальных подарка: уникальный кабриолет на базе Tatraplan, переднеприводный Aero Minor с двухцилиндровым двигателем и кабриолет Škoda 1101 Tudor. Неизвестно, пользовался ли ими сам вождь, но эти машины стали частью истории.

С 1955 года в страны соцлагеря, включая СССР, начала поставляться представительская Tatra 603. Этот просторный седан оснащался V-образной «восьмёркой» мощностью около 100 л.с. Машины предназначались для руководителей среднего звена, например, директоров научных институтов. Tatra 603 мелькала в кинохронике и даже в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где она мирно стояла среди «Волг».

Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.

В 1970-е годы в СССР появилась новая модель — Tatra 613, созданная при участии итальянских дизайнеров. Она оснащалась 3,5-литровым двигателем V8 мощностью 165 л.с. и могла разгоняться до 190 км/ч, что было рекордом для советских дорог. Однако эти автомобили имели репутацию капризных, особенно в настройке двигателя. Ими комплектовались в основном правоохранительные органы, а в эпоху перестройки они начали переходить в частные руки.

Прародители современных моделей: автомобили Škoda

Автомобили Škoda также попадали в СССР после войны, в том числе как трофеи. В 1970-е годы в Москве ещё можно было встретить частные экземпляры. Официальные поставки легковых моделей были невелики: архивные данные завода говорят о десятках, а не сотнях машин за разные периоды. Эти автомобили не поступали в свободную продажу, а были образцами для изучения или подарками для особых персон.

Например, седан Škoda 1000 MB был свадебным подарком от Леонида Брежнева своей дочери Галине. Ему же, по данным завода, в начале 1970-х отправили купе Škoda 110R. Чемпиону мира по мотогонкам Габдрахману Кадырову вручили седан Škoda 100L за его успехи на чехословацких мотоциклах Jawa.

Гораздо более массовыми были поставки не легковых автомобилей, а коммерческого транспорта — фургонов и универсалов ("скорая помощь") Škoda. В СССР остро не хватало таких машин. С 1957 года начались поставки моделей Škoda 1201 и позже 1202 на базе седана. Они были вместительнее «Москвича», но компактнее «Волги», и оснащались 1,2-литровым двигателем мощностью 47 л.с.

Годовые поставки коммунального транспорта достигали 3000 единиц, а всего с 1957 по 1968 год в СССР было поставлено более 15 тысяч фургонов и универсалов Škoda. Списанные с автобаз, они часто переходили в частные руки к водителям и механикам, где служили ещё десятилетиями благодаря своей экономичности и надёжности.

Сегодня эти автомобили — редкие артефакты, напоминающие об эпохе двух уже несуществующих государств: Чехословакии и Советского Союза. Восстановленные Tatra стали мечтой коллекционеров, а потрёпанные фургоны Škoda всё ещё изредка встречаются на дорогах, храня память о своём необычном для СССР происхождении.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Принято считать, что иномарок в СССР не было.