Принято считать, что иномарок в СССР не было

В Совете Экономической Взаимопомощи существовало условное разделение труда. Например, в Венгрии строились автобусы для всех, а в СССР – полноприводные вездеходы. Хотя государства соцлагеря пытались развивать производство различных машин. А Чехословакия, имевшая до Второй мировой войны уже немало автозаводов, тем более.

Воздушные приключения

Фантастические легковые автомобили «Татры» с двигателями V8 воздушного охлаждения, независимой подвеской и обтекаемыми кузовами поступали в СССР еще до Великой Отечественной войны, но в небольшом количестве. Однако таких машин было выпущено очень мало. После войны Татры были вывезены в Союз в качестве трофеев. Один из них, модель 87 с трехлитровым 75-сильным V8 с пробегом менее 100 км, попал в руки Рема Всеволодовича Меркулова, сына министра госбезопасности.

Меркулов-младший водил эту машину 1940 года выпуска полвека. А потом, в середине 1940-х годов, «Татра 87» попалась на глаза бывшей однокласснице Рема — дочери могущественного генералиссимуса — Светлане Аллилуевой. Ей очень понравилась необычная машина. А вскоре в Москву на самолете в подарок лидеру всех наций привезли черный седан Татра 87. По одной из версий, это произошло именно потому, что Светлана намекнула о своем желании заполучить Татру кому-то из близких ее отца. Более того, Рем Всеволодович заявил, что Сталин этим недоволен. По другой версии, инициативу взяли на себя сами чешские товарищи.

Как-то Светлана какое-то время пользовалась чешским автомобилем. И она не одна. По разным оценкам, в СССР было привезено от тридцати до полутора сотен «87» для высокопоставленных чиновников и военных. В частности, такая машина принадлежала генералу (впоследствии маршалу) Ерёменко. Доказательством того, что заднемоторных Татр 87 в СССР было много, являются.. наши дни. Чешские седаны можно встретить до сих пор – едва живые, а иногда уже восстановленные.

Модель Tatra 87 выпускалась до 1950 года. До 1952 года собиралась более простая и компактная модель T600 Tatraplan с 4-цилиндровым двигателем. Такие автомобили, по некоторым данным, ввозились и в СССР. Они встречались, хотя и редко, в Москве до конца 1970-х годов.

А вот о трех машинах, которые были привезены из Чехословакии в 1949 году в подарок Сталину к 70-летию со дня рождения, известно практически все. Я не уверен, что сегодняшний герой вообще видел эти машины и никогда на них не ездил. Среди подарков был элегантный легкий кабриолет, построенный на базе Tatra T600 в одном экземпляре. Кроме того, лидеру был адресован компактный, но специально обработанный Aero Minor — переднеприводный, с 2-цилиндровым двигателем (концепт от довоенного немецкого DKW) и кабриолет Skoda 1101 Tudor. О «Шкодах» мы поговорим ниже, а сейчас вернемся к «Татрам» с воздушными двигателями.

Модель Татра 603, выпускавшаяся серийно с 1955 по 1975 год, считалась представительной моделью в странах социалистического лагеря. И неспроста: просторный седан оснащался V-образной «восьмеркой» объемом 2,5 литра (позже — 2,4 литра) мощностью 95-105 л.с.

Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.

Такие машины также поставлялись в Советский Союз в небольших количествах. Конечно не для частников, а как официальная для начальников среднего звена. Например, некоторые директора институтов Академии наук ездили на чехословацких седанах. Чехословацкая Татра 603 неоднократно появлялась в кинохронике, освещавшей улицы Москвы, и даже в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Там машина мирно сидит на тротуаре столичной улицы в ряду «Волг» и вызывает законное любопытство таксиста, направляющегося за сигаретами.

Во второй половине 1970-х в СССР начали поступать новые Татры 613. Просторный, элегантный седан (созданный итальянцами) оснащался 3,5-литровым двухкарбюраторным двигателем V8 мощностью 165 л.с. Машины развивали скорость 190 км/ч, а по этому показателю в Советском Союзе с Татрами могли сравниться только госавтовозы и специальные малосерийные версии «Волг» с двигателями V8 и роторными «Жигулями». Надо признать, «Татры» в то же время имели репутацию достаточно капризных, особенно в настройках двигателя.

Автомобили в первую очередь поставлялись правоохранительным органам, а также появлялись в нескольких фильмах, иногда даже с красными мигалками на крыше. В эпоху перестройки Татры стали быстро выходить из государственных органов и переходить в руки частных владельцев.

Бабушки «Октавий» и дедушки «Йети»

Автомобили Skoda также попали в Союз после войны в качестве трофеев. Я помню несколько машин, которыми пользовались частники в Москве в 1970-е годы. Легковые (о грузовиках был специальный разговор) автомобили этой марки ввозились в Советский Союз в небольших количествах.

В заводском архиве имеются данные: с 1947 по 1955 год в СССР было отправлено 11 автомобилей, в 1956-1959 годах - 18 автомобилей моделей Skoda 440 и 445, в 1964-1978 годах - 17 машин. Разумеется, в свободной продаже чешских автомобилей не было. Вероятно, это были образцы для учебы на наших автозаводах и в НАМИ, а также подарочные изделия. Допустим, упоминается седан Skoda 1000 MB, который Брежнев подарил на свадьбу своей дочери Галине. В Млада-Болеславе утверждают, что Леониду Ильичу в начале 1970-х прислали купе Skoda 110R. В начале 1970-х годов седан Skoda 100L был представлен семикратному чемпиону мира популярных в то время мотогонок на льду Габдрахману Кадырову, который, естественно, выступал на чешских мотоциклах Jawa.

Но поставки с завода Skoda в городе Врхлаби были гораздо больше, чем с заводов в Млада-Болеславе и Квасинах. В СССР остро не хватало легких фургонов и медсестер. Роль последних до появления Рафиков и Волг ГАЗ-22 выполняли несколько ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ, а также санитарные автомобили на шасси ГАЗ-51. Только МЗМА производила компактвэны.

В 1957 году в СССР начали поставлять фургоны и няни (универсалы были реже) Шкода 1201 на базе седана 1200. Достаточно вместительные (больше, чем «Москвич», но чуть меньше, чем «Волга»), машины оснащались двигателями с Рабочий объем 1,2 литра и эффект 47 литров..с. Позже была импортирована модернизированная версия Skoda 1202 с передней частью в стиле модели Octavia. Годовые поставки коммунальных автомобилей достигли 3000 единиц, а всего с 1957 по 1968 год в СССР было поставлено 15 806 экземпляров моделей 1201 и 1202.

Списанные с автобаз автомобили обычно отправлялись не на свалку, а в частные руки водителей и механиков. Экономные и находчивые владельцы имели автомобили, которые служили десятилетиями. Сегодня также появляются фургоны и универсалы Skoda. Правда, обычно они находятся в плохом состоянии, реже их реставрируют. Что ж, некогда престижные седаны Tatra теперь являются мечтой многих коллекционеров. Все еще хотел! Ведь эти автомобили — артефакты из истории двух несуществующих стран — Чехословакии и Советского Союза.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Принято считать, что иномарок в СССР не было.