2024 год не станет временем смягчения международной обстановки, отмены санкций или нормализации отношений с западными странами. В этих условиях ключевой задачей становится адаптация и развитие в рамках существующих реалий. Если в конце 2023 года мы подводили итоги, то сейчас настало время заглянуть в будущее и обозначить основные тенденции, которые будут определять автомобильную сферу России в наступившем году.
Законодательные инициативы и изменения в ПДД
Прошлый год ознаменовался важным событием – в ПДД официально появился раздел, регулирующий использование средств индивидуальной мобильности (СИМ). Однако первые же месяцы применения показали, что правила требуют серьезной доработки и уточнения. Ожидается, что в 2024 году они будут расширены, а в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) добавятся новые штрафы для пользователей электросамокатов, гироскутеров и моноколес. Уже сейчас звучат предложения о более строгих наказаниях, чем для водителей автомобилей. Вероятно, их рассмотрение активизируется с началом теплого сезона, и главной задачей законодателей станет поиск баланса между безопасностью и разумными ограничениями.

Еще один ожидаемый проект – автоматическая идентификация автомобилей без полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Хотя его запуск неоднократно переносился, по словам главы РСА Евгения Уфимцева, в 2024 году система все же начнет работать, пусть и в ограниченном режиме, проверяя в первую очередь автомобили, попавшие в ДТП.
Эксперимент с электронными водительскими правами и СТС в приложении «Госуслуги Авто» продолжается. Функционал обновляется, но юридическая сила цифровых документов пока не позволяет полностью отказаться от их бумажных аналогов. Водителям по-прежнему необходимо иметь при себе физические копии. Внесение соответствующих поправок в ПДД остается вопросом времени, и хочется верить, что это произойдет в текущем году.
С 1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», ужесточающие требования к получению прав категории D (автобусы). Теперь для этого кандидату должно исполниться 21 год, и он должен иметь не менее года стажа вождения по категориям B или C. Также меняются правила для водителей, получивших права за рубежом. После получения российского гражданства или вида на жительство иностранные права будут действовать только год, после чего необходимо получить российское удостоверение. Для категорий M, A и B потребуется сдать только теорию, а для C и D – полный курс обучения и экзамены.
С 1 сентября начнут действовать единые требования к размещению комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Местоположение каждой камеры должно будет согласовываться с ГИБДД, владельцем дороги и местными властями. За городом, за 150-300 метров до камеры, появится предупреждающий знак. Важно, что при нарушении правил установки комплекса у автомобилиста появится шанс оспорить штраф. Ожидается, что детальные правила размещения камер будут утверждены до конца лета.
Развитие дорожной инфраструктуры
Главным дорожным событием 2023 года стал запуск участка скоростной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В 2024 году строительство продолжится: планируется ввести в эксплуатацию около 1000 км дороги в направлении Екатеринбурга и Тюмени. Параллельно идет работа по объединению участков трассы М-11 «Нева» в непрерывную магистраль. К концу года должен быть запущен северный обход Твери, что сократит время пути из Петербурга в Москву еще на час и устранит последний светофор на этой трассе.
Также ожидается ввод в эксплуатацию новой автодороги А-289 (Краснодар – Крымский мост), которая сократит время в пути с пяти до двух часов. Продолжится строительство объездных дорог вокруг крупных городов, среди которых самым масштабным проектом года станет трасса вокруг Тольятти с новым мостом через Волгу. Кроме того, начнется строительство автодороги вдоль черноморского побережья, которая в будущем соединит трассу М-4 «Дон» с Сочи.
Обратите внимание: Представители китайских автокомпаний анонсировали множество новинок, которые выйдут в продажу в России в 2023 году.
Автопром: поиск новых путей для пустующих заводов
Уход ряда иностранных автопроизводителей и санкционное давление оставили после себя проблему простаивающих мощностей. Главный вызов для отечественного автопрома в 2024 году – дефицит критически важных компонентов, которые в России не производятся. Правительство планирует выделить 300 млрд рублей на ускорение локализации, особенно в сегменте электромобилей. Однако проблема имеет системный характер: локализация экономически оправдана только при больших объемах производства, а плановые показатели до 2030 года составляют около 1,6 млн автомобилей в год.
При этом совокупные мощности российских заводов могут обеспечить выпуск до 3 млн автомобилей в год, что явно превышает как внутренний спрос, так и экспортные возможности. Это означает, что часть производственных площадок придется перепрофилировать для неавтомобильных нужд. Первые примеры уже есть: на части территории бывшего завода Ford во Всеволожске теперь работают лесопилка и логистический склад.
В то же время традиционные российские автозаводы работают с высокой нагрузкой. «АвтоВАЗ» в 2024 году планирует выпустить более 500 тысяч автомобилей. На площадке «Лада-Ижевск» начата опытная сборка обновленных универсалов Lada Largus и электромобилей Lada e-Largus, серийный выпуск которых намечен на май с планом в 30 тысяч машин (каждая десятая – электрическая). Продолжается разработка нового компактного семейства «Лада Искра», серийное производство которого запланировано на начало 2025 года.
Рынок новых автомобилей: эпоха китайских брендов
Китайский автопром максимально эффективно воспользовался сложившейся ситуацией, заполнив ниши на российском рынке. По данным «Автостата», в 2023 году в России официально дебютировали 19 новых китайских марок, таких как Hongqi, Tank, Jaecoo, Ora и другие. Вместе с ранее представленными брендами (Chery, Haval, Geely) общее число официальных китайских марок достигло 35. Еще около 20 марок ввозятся по параллельному импорту (BYD, Xpeng и др.). Таким образом, на рынке присутствует около 55-60 китайских брендов.

В 2024 году многие китайские компании сделают ставку на электромобили и гибриды. По прогнозам Chery, российский рынок NEV (новых энергетических транспортных средств) в этом году составит 50 тысяч единиц, а к 2025 году достигнет 70 тысяч. Среди 40-45 новых моделей от китайских брендов, анонсированных на 2024 год, значительная часть будет с электродвигателем. На рынок уже вышли бренды, сфокусированные на электротяге, – Rising, Wey, Ora. Chery обещает представить сразу семь моделей на альтернативной энергии.
Свои электромобили также будут выпускать «Автотор», «Москвич», «Моторинвест» (под брендом Evolute), а в перспективе присоединится и «Атом».
Доля китайских брендов в продажах новых автомобилей в 2023 году впервые превысила 50%. Некоторые аналитики прогнозируют, что к 2024 году этот показатель может достичь 80%. Однако, по мнению экспертов, более реалистичным потолком станут 60%, поскольку российские производители не намерены сдавать свои позиции.
В целом, согласно прогнозу Минэкономразвития, российский авторынок в 2024-2026 годах будет демонстрировать уверенный рост: до 1,11 млн единиц в 2024 году, 1,16 млн в 2025-м и 1,23 млн в 2026-м. При этом доля импорта будет ежегодно сокращаться, упав до 20%.
Прогноз «Автостата» предлагает три сценария: пессимистический (падение на 5% до 1 млн автомобилей), базовый (рост на 19% до 1,25 млн) и оптимистический (рост на 33% до 1,4 млн). Какой из них реализуется, покажет время.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Игорь Моржаретто — о вариантах использования заводов ушедших автокомпаний и развитии авторынка РФ.