Игорь Моржаретто — о вариантах использования заводов ушедших автокомпаний и развитии авторынка РФ

2024 год не обещает быть легким – ни об улучшении отношений с «западными партнерами», ни об отмене санкций речь не идет. Это значит, что нужно жить и развиваться в существующих условиях.

В конце 2023 года я попыталась подвести итоги года. Сейчас время прогнозирования – хотя это и неблагодарное дело, кое-какие перспективы определить можно.

Пишем законы

В прошлом году в правилах дорожного движения наконец-то появился раздел, посвящённый SIM-картам (персональным средствам передвижения), и сразу стало понятно: правила далеки от совершенства – конечно, они будут дополняться, расширяться и уточняться. Также следует ожидать появления в КоАП новых наказаний за нарушение правил использования SIM-карт. Предложений уже выдвинуто немало, и гораздо более строгих, чем для автомобилистов. Судя по всему, они будут рассмотрены в ближайшее время – в начале весенне-летнего сезона. Здесь самое главное – не зайти слишком далеко.

Введение функции идентификации автомобилей без ОСАГО с помощью фото- и видеокамер вновь отложено до 2023 года. Однако глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заверил меня, что в этом году старт обязательно будет дан, пусть и в усеченном виде - проверять будут не все машины, а только те, которые ломаются.

Закон, позволяющий водителям предъявлять сотрудникам ГИБДД права и свидетельство о регистрации транспортного средства (СВТС) в электронном виде, также остался в статусе эксперимента. Этот функционал в приложении "Госуслуги Авто" в очередной раз обновился... И на этом пока всё. Вы можете получить «электронную лицензию», но бумажную лицензию вам все равно придется носить с собой. То же, что и СТС. О сроках внесения изменений в ПДД в этом разделе пока сказать сложно, но было бы хорошо, если бы это было реализовано в наступающем году.

Между тем, в 2024 году вступят в силу новые правила получения водительских прав; На дорогах начнут действовать новые требования к размещению систем фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Таким образом, с 1 апреля вступят в силу поправки в закон "О безопасности дорожного движения", которые изменят некоторые правила получения водительских прав. Наиболее важные корректировки касаются «автобусной» категории D. Теперь для получения такого удостоверения кандидату в водители должно быть не менее 21 года и иметь стаж вождения категории В (легковые автомобили) или С (грузовые автомобили) не менее одного года.

Еще одно изменение касается водительских прав, выданных в других странах. Они будут действовать в течение года после получения российского гражданства или вида на жительство, а затем такие водители должны получить российские права. Для получения сертификатов класса М (мопед), А (мотоцикл) и В необходимо сдать только теоретический экзамен на знание правил дорожного движения. Но чтобы получить права по категориям «грузовик» и «автобус», придется пройти весь путь – от обучения в автошколе до отправки в ГИБДД.

с 1 сентября также вступают в силу поправки в ряд законов, устанавливающие единые требования к размещению систем фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Сами правила (они будут записаны в виде постановления правительства) только разрабатываются, но основа уже известна.

Местоположение каждого комплекса фото- и видеофиксации должно быть согласовано с ГАИ, владельцем дороги и региональными или муниципальными властями. Вне населенных пунктов, за 150-300 м перед камерой, будет установлен знак, предупреждающий о ее наличии. Предполагается также, что если правила установки камеры будут нарушены, автомобилист сможет отменить штраф. Мы рассмотрим это, когда получим более подробную информацию: ожидается, что требования по размещению «штрафных» камер на дорогах вообще появятся до конца лета.

Ряд других поправок к «автомобильному» закону сейчас рассматривается парламентом, а также министерствами и ведомствами. Например, Минтранс уже подготовил изменения в правила дорожного движения о введении штрафов за превышение средней скорости, но МВД против.

Дороги: едем на север, восток и юг

Главной дорогой 2023 года стал запуск значительной части трассы М-12 «Восток» — от Москвы до Казани. Но строительство не завершено: к декабрю 2024 года планируется ввести в эксплуатацию около 1 тысячи километров автодороги – на Екатеринбург и Тюмень. Кроме того, ведутся работы по проектированию автодороги М-11 «Нева» в единое целое: к концу года ожидается запуск скоростного северного обхода Твери; время в пути из Петербурга в Москву сокращается еще на час, и исчезает последний светофор.

Также планируется ввести в эксплуатацию новую автодорогу А-289 (Краснодар – Кримброен), после чего время в пути составит два часа (вместо нынешних пяти). Продолжится строительство объездных дорог и в других крупных городах, из которых самым амбициозным проектом года, судя по всему, станет трасса вокруг города Тольятти с новым мостом через Волгу.

Обратите внимание: Представители китайских автокомпаний анонсировали множество новинок, которые выйдут в продажу в России в 2023 году.

На побережье Черного моря начнут строить автодорогу, которая в будущем соединит трассу М-4 «Дон» с городом Сочи.

Автопром: применение избыточных мощностей

Из-за санкций и ухода ряда автокомпаний из России многие заводы сегодня простаивают - подробнее об этом я говорил в декабрьском тексте. При этом главная проблема, перенесённая в 2024 год в автопроме, заключается в том, что ряд критически важных компонентов в стране не производится. В 2024–2025 годах правительство планирует выделить 300 млрд рублей на ускорение локализации критически важных комплектующих (с упором на электромобили). Но проблему невозможно решить полностью, даже вложив большие деньги. Локализация становится финансово оправданной только при больших объемах производства, а целевые объемы производства в стратегии автомобилестроения до 2030 года составляют примерно 1,6 млн автомобилей в год.

Между тем в РФ сейчас полно избыточных мощностей - все заводы могут собирать до 3 млн автомобилей в год, такое количество машин в РФ в ближайшие годы не нужно, и продать их за границу невозможно. Это означает, что некоторые сайты придется повторно использовать для других, неавтомобильных целей. Вот первый пример: на части территории бывшего завода Форд во Всеволожске (Ленинградская область) уже работают лесопилка и склад…

Но с другой стороны, «классические» российские автозаводы работают почти в три смены. В 2024 году «АвтоВАЗ» планирует выпустить более 500 тысяч автомобилей. Под Новый год на площадке «Лада-Ижевск» выпустили опытные партии популярных универсалов Lada Largus и электромобилей Lada e-Largus, а в серийное производство планируется запустить в Может; Планируется произвести и продать не менее 30 тысяч автомобилей (каждый десятый будет электрическим). Продолжается разработка нового семейства сегмента «В» (Лада Искра); Серийное производство запланировано на начало 2025 года.

Рынок: «российско-китайское» лицо

Быстрорастущий китайский автопром успешно воспользовался ситуацией и занимает пустующие ниши на российском авторынке. По подсчетам агентства "Автостат", в 2023 году на российский рынок официально вышли 19 новых китайских брендов: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, Tank, Jaecoo, Ora, Wey, Aito, Forthing, Lixiang, Райзинг, Венусия, Воя, Скайвелл. И это только те, кто официально объявил о начале продаж легковых автомобилей (в собственных автосалонах или автосалонах-партнерах) и начал формировать дилерскую и сервисную сети. С учетом китайских брендов, которые ранее официально работали в нашей стране (таких как Chery, Haval, Geely и другие; всего 16), общее количество представленных в России брендов из Китая достигает 35. Еще около 20 марок сейчас продаются только по параллельному импорту (Avatr, BYD, Hiphi, Xpeng и ряд других). В результате китайских брендов уже будет около 55-60.

В 2024 году многие компании из Китая предложат россиянам целую линейку электромобилей и гибридов. Так, по прогнозам компании Chery, в новом году российский рынок NEV (электропоездов и гибридов) составит 50 тысяч автомобилей, а к 2025 году достигнет 70 тысяч. Так что из числа 40-45 новых моделей китайских брендов, которые обещают нам представить в этом году, большая часть конечно же будет с электродвигателем. На рынок уже вышли новые инновационные бренды с акцентом на электроэнергию – Rising, Wey, Ora. В этом году Chery обещает целых семь моделей, работающих на альтернативных источниках энергии.

Свои электромобили будут выпускать также «Автотор», «Москвич», «Моторинвест» (под брендом Evolute), на подходе и «Атом».

В любом случае, хотя доля китайских брендов в общем объеме продаж новых автомобилей достигла новых высот в 2023 году и превысила отметку в 50%, некоторые китайские автопроизводители прогнозируют, что к 2024 году эта цифра может достичь 80%. Существует реальный потенциал для роста. Однако я думаю, что 60% рынка — это верхний предел, потому что российские производители не намерены отдавать свою долю.

В целом, согласно последнему прогнозу Минэкономразвития РФ, российский авторынок в 2024-2026 годах будет испытывать уверенный рост: в 2024 году продажи составят 1 млн 108 тыс единиц, в 2025 году - 1 млн. 163 тыс., в 2026 году – 1 млн 225 000. При этом на фоне восстановления внутреннего производства импорт будет сокращаться ежегодно – до 20%.

Прогноз Автостата пока очень осторожный: рынок новых легковых автомобилей в России в 2024 году может варьироваться от 1 млн до 1,4 млн автомобилей. Агентство также рассчитало три сценария развития отрасли на следующий год. В пессимистическом сценарии продажи снизятся по сравнению с прогнозными значениями на 2023 год на 5% — до 1 млн автомобилей. В базовом сценарии (наиболее реалистичном) рынок вырастет на 19% — до 1,25 млн единиц. А при позитивном сценарии продажи легковых автомобилей в стране могут вырасти на 33% к концу 2024 года – до 1,4 миллиона.

Посмотрим, какой из этих сценариев осуществится в течение следующих 12 месяцев.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Игорь Моржаретто — о вариантах использования заводов ушедших автокомпаний и развитии авторынка РФ.