ГАЗ-24 «Волга» стала не просто автомобилем, а настоящим символом эпохи в Советском Союзе. Эта машина олицетворяла статус и власть, её использовали высокопоставленные чиновники, руководители предприятий, а также службы полиции и КГБ. Существовало даже поверье, что чёрная «Волга» могла помочь в решении сложных вопросов, буквально открывая двери.

Помимо седана, в памяти многих остался и универсал ГАЗ-24-02 с характерным кожаным салоном, который широко применялся в качестве такси и машины скорой помощи. Интересно, что первые ходовые прототипы этого пятидверного автомобиля были собраны ещё в декабре 1968 года на шасси мелкосерийной сборки. Эти черно-белые машины проходили испытания вплоть до момента, когда с конвейера сошла последняя «двадцать первая» Волга, и её место занял новый преемник.

История создания дизайна этой легенды подробно описана в книге «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство» издательства «Горькийклассик». Это издание — настоящая сокровищница уникальных фактов и деталей о рождении культовой модели.

Уникальный цвет для такси
В 1969-1970 годах для будущих таксомоторов был разработан особый цвет кузова — «фисташковый». Его создание было продуманным шагом: этот оттенок не должен был повторяться в палитрах других советских автозаводов и, что важно, не раздражать глаз, гармонично вписываясь в городскую среду. Машины такого цвета выпускались для такси вплоть до 1978 года, когда им на смену пришел лимонно-желтый.



Макет новой «Волги», утвержденный Художественным советом в 1964 году и затем детально доработанный.
Мировые аналоги как источник вдохновения
При проектировании новой «Волги» советские инженеры и дизайнеры внимательно изучали мировой автопром. За основу брались более двух десятков зарубежных моделей первой половины 1960-х: от американских Ford Falcon и Chevrolet Corvair до европейских Rover 2000, Mercedes-Benz 220, Fiat 2300 и даже футуристичного Citroen DS-19. Многие из этих автомобилей в 1962-1964 годах проходили сравнительные испытания параллельно с прототипами ГАЗ-24.

Модная крыша, оставшаяся в проекте
В ранних эскизах 1965 года Лений Циколенко и его команда рассматривали возможность создания универсала с очень модной по тем временам двухъярусной крышей, которая включала бы стеклянные секции. Однако от этой смелой идеи в итоге отказались.
Обратите внимание: Самую первую Ferrari продадут по цене двух Bugatti Chiron.
Тем не менее, в серийную модель перешло практичное решение салона с ровным полом, складывающимися сиденьями и отдельным местом для запасного колеса, что повышало универсальность автомобиля.

Вот как могла бы выглядеть версия «Волги» повышенного комфорта с «шестеркой» под капотом.
Несостоявшаяся спортивная версия
Изначально для ГАЗ-24 планировалось множество модификаций. После утверждения основного дизайна велась работа над «люксовой» версией с индексом 24-14. Это должен был быть седан с шестицилиндровым двигателем и измененной решеткой радиатора с четырьмя фарами. Несмотря на успешные испытания трёх прототипов, эта мощная и быстрая «Волга» так и не увидела конвейера.

Обвинения в плагиате и защита оригинальности
Многочисленные прототипы «Волги» (их было более двух десятков) использовались не только для испытаний, но и для съемок и официальных показов. Один из них, прототип №15, был представлен в Комитет по изобретениям для получения патента. Интересно, что автозаводцам даже пришлось доказывать оригинальность дизайна и отсутствие плагиата. Для наглядного сравнения в 1966 году в Москву специально доставили Opel Kapitan, чтобы эксперты могли убедиться в самостоятельности разработки ГАЗ.

Книга «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство» раскрывает и другие любопытные технические и дизайнерские решения:
- Передняя панель ГАЗ-24 изначально была полностью симметричной. Это мудрое решение заложило основу для будущего выпуска праворульных модификаций на экспорт.
- «Волга» стала одним из первых советских автомобилей с гнутыми боковыми стёклами. Это не только улучшило аэродинамику, но и позволило увеличить пространство в салоне, сделав задний диван трёхместным.
- Конструкция кузова предусматривала возможность установки крупных 15-дюймовых шин от ЗИМа (актуально для универсалов) и даже монтаж цепей противоскольжения.
- Характерная продольная выштамповка на капоте была не просто украшением. Она служила для усиления конструкции и позволяла разместить под низким капотом объёмный воздушный фильтр и горловину радиатора.
- Решётка радиатора новой модели, хоть и повторяла узнаваемую форму «китового уса» от ГАЗ-21, была выполнена как единая деталь, в отличие от семисекционной решётки предшественницы.
Первоначальная версия ГАЗ-24, претерпев несколько модернизаций, выпускалась вплоть до 1986 года, после чего ей на смену пришли ГАЗ-24-10 и другие модификации. Всего за годы производства было собрано почти 1,5 миллиона экземпляров этой легендарной модели, что делает её самой массовой легковой «Волгой» в истории.




Наследие талантливых создателей «Волги» живо и сегодня. Энтузиасты по всему миру бережно реставрируют эти автомобили, а некоторые строят на их основе уникальные проекты. Яркий пример — лоурайдер москвича Вадима, способный «прыгать» на гидроподвеске, что превращает классический советский седан в арт-объект.
Помимо тюнинга двигателя и ходовой части, машина получила необычную окраску. Владелец также планирует восстановить редкий синий салон, который начали устанавливать на «Волги» лишь в 1983 году.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Рассказываем, как художник и скульптор Лений Циколенко создавал самую массовую легковую модель в истории Горьковского автозавода.
