Рассказываем, как художник и скульптор Лений Циколенко создавал самую массовую легковую модель в истории Горьковского автозавода

Легендарная «Волга» ГАЗ-24 была символом власти в Советском Союзе, на ней ездили чиновники, руководители госаппарата, директора компаний, полиции и спецслужб. Говорят, посещение такой машины, особенно черной, открывало многие двери и облегчало решение важных проблем.

Людям старшего поколения наверняка также знакома версия ГАЗ-24-02 в кузове универсал, с салоном из специфически пахнущей кожи. Она часто встречалась в такси и работала «скорой помощью». Кстати, только в декабре 1968 года на базе шасси мелкосерийной сборки были построены первые два ходовых прототипа просторных пятидверных автомобилей. Эти черно-белые автомобили участвовали в заводских испытаниях, пока ГАЗ-21 не был снят с конвейера и не был выпущен преемник.

О том, кто и как создавал дизайн «двадцать четвертого», можно прочитать в книге «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство», издательство «Горькийклассик». Также там собрано множество интересных фактов о рождении легендарной модели.

Специальный цвет для «Волги»

В 1969-1970 годах был разработан и одобрен для будущих такси «особый фисташковый» цвет кузова. Более того, он создан с учетом ряда важных условий. Во-первых, такая цветовая гамма не могла быть использована в линейке ни одного другого автозавода СССР. Во-вторых, цвет должен был не раздражать. Оно должно было гармонировать с городским ландшафтом. Автомобили в этом цвете выпускались для такси до 1978 года, когда для такси был выбран новый оттенок лимонно-желтого.

Макет новой «Волги», утвержденный Художественным советом в 1964 году и затем детально доработанный

С кого копировали?

Инновационная и перспективная новая «Волга» создавалась с оглядкой более чем на два десятка зарубежных моделей первой половины шестидесятых годов: от Ford Falcon, Chevrolet Corvair, Plymouth Valiant, Rover 2000 и Mercedes-Benz 220 до Fiat 2300, Holden Standard Sedan, Peugeot 404 , Mitsubishi Debonair, Volvo 122S и даже Citroen DS-19. Более того, в 1962-1964 годах некоторые из этих машин участвовали в испытаниях параллельно с ГАЗ-24.

Крыша в тренде

Кстати, в самых первых проектах, датированных 1965 годом, Циколенко и его коллеги хотели создать новый универсал «Волга» с оригинальной и модной в то время двухэтажной крышей со стеклянными секциями спереди и по бокам. Однако позже от этого варианта отказались.

Обратите внимание: Самую первую Ferrari продадут по цене двух Bugatti Chiron.

К счастью, в серийную машину перекочевал практичный салон автомобиля и ровная архитектура салона со сложенными сиденьями, одним-двумя рядами диванов за водителем и отдельным отсеком для запаски.

Вот как могла бы выглядеть версия «Волги» повышенного комфорта с «шестеркой» под капотом.

Супербыстрая «Волга»

С самого начала ГАЗ-24 планировался к выпуску со множеством модификаций и модификаций. После утверждения дизайна автомобиля скульпторы и инженеры также работали над «люксовой» версией под индексом 24-14. Это был седан с шестицилиндровым двигателем и измененной горизонтальной решеткой радиатора с четырьмя фарами. Но, несмотря на успешные испытания трех прототипов, на производственную линию его тоже не пустили.

Плагиат?

Помимо различных испытаний, прототипы, которых на момент запуска модели было более двух десятков, активно использовались для коммерческих съемок и официальных показов. Например, один из наиболее близких к серии «Волги» прототипов, прототип № 15, был снят для получения патента Комитета по изобретениям и открытиям. Правда, газовцам пришлось объясняться перед ведомством, и доказывать отсутствие плагиата на зарубежных образцах. Для этого в 1966 году в Москву даже специально привезли годовалый Опель Капитан для сравнения с «Волгой.

И вот еще несколько действительно интересных фактов о ГАЗ-24, которые можно найти только в книге «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство»:

  • Передняя панель новой Волги полностью симметрична. Так что еще на этапе проектирования кузовщики и дизайнеры взялись за выпуск праворульного автомобиля.
  • ГАЗ-24 был одним из первых советских автомобилей с изогнутыми дверными стеклами, что обеспечивало максимальные размеры салона и место для трех человек сзади.
  • Конструкция кузова предусматривала использование больших 15-дюймовых шин от ЗИМа (для будущих универсалов), а также установку цепей противоскольжения на колеса.
  • Характерная выштамповка на капоте ГАЗ-24 носила функциональный характер. Помимо усиления капота, под низкой передней частью, по сравнению с ГАЗ-21, предусмотрели размещение корпуса воздушного фильтра и крышки радиатора.
  • Решетка радиатора новой Волги повторяет форму «китового уса» «двадцать первой» модели, но выполнена из одного элемента вместо семи, как у предшественницы.

Новая «Волга» в своем первоначальном виде, хотя и несколько раз видоизмененная, продержалась на конвейере ГАЗ до 1986 года, уступив место радикально модернизированным ГАЗ-24М и ГАЗ-24-10. Их, в свою очередь, сменила в 1992 году модель ГАЗ-31-029. За весь период было выпущено почти 1,5 миллиона экземпляров ГАЗ-24 всех модификаций.

Однако творчество талантливых художников, скульпторов и инженеров ГАЗа живет и по сей день. Поклонники модели бережно сохраняют и реставрируют отдельные образцы, а также строят на их основе яркие, современные проекты, как, например, лоурайдер московского энтузиаста Вадима, умеющий «прыгать» и «танцевать.

Помимо тюнинга двигателя, замены коробки передач на другую от более поздней «Волги», обновления хрома, шильдиков и установки современной подвески, машину покрасили в необычный цвет. В планах владельца также перетяжка редкого синего салона, который установили на эту модель только в 1983 году.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Рассказываем, как художник и скульптор Лений Циколенко создавал самую массовую легковую модель в истории Горьковского автозавода.