Рост цен на автосервисы в 2024 году: главные причины и прогнозы

В 2023 году стоимость услуг на независимых станциях технического обслуживания (СТО) заметно выросла, увеличившись на 10-25%. По мнению экспертов рынка, в следующем, 2024 году, тенденция к подорожанию сохранится, и цены могут вырасти еще примерно на 10%. Основными драйверами роста станут увеличение стоимости запчастей и сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров в отрасли.

Ситуацию усугубляет высокий спрос на ремонт: многие популярные иномарки стареют, а их владельцы, не спешащие менять автомобили на новые, вынуждены чаще обращаться в сервисы и платить более высокую цену за продление жизни своих машин.

Стало дороже: цифры и факты

К концу текущего года большинство независимых СТО планируют повысить цены на свои услуги на 10-20%, такие данные приводит Союз автосервисов. Эта информация подтверждается и крупными игроками рынка, например, сетью «Фит Сервис», объединяющей более 300 станций.

«Средний чек за обслуживание и ремонт автомобиля за одиннадцать месяцев 2023 года вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и теперь составляет около 7,8 тысячи рублей», — сообщили представители сети.

Эксперт Петр Шкуматов оценивает общий рост цен на услуги авторемонта даже выше — в 25%. Он связывает это с острой нехваткой специалистов. Чтобы удержать и привлечь механиков, сервисы вынуждены повышать стоимость нормо-часа. Кроме того, растет спрос: парк автомобилей стареет, и машины требуют более частого и сложного ремонта.

Важным фактором роста затрат для СТО стало подорожание запасных частей, оборудования и инструментов. Как отмечают в «Фит Сервис», многие автовладельцы сегодня сознательно вкладываются в ремонт и обслуживание своих текущих автомобилей, стремясь максимально продлить срок их службы на фоне неопределенности с выбором новой машины.

Проблема дефицита кадров, о которой «Известия» писали еще в июне, остается актуальной. Нехватка квалифицированных механиков оценивается в 20-40% от потребности. Ситуация с поставками запчастей, хотя и стабилизировалась, остается сложной, особенно для кузовного ремонта.

«Несмотря на некоторую стабилизацию, любой кузовной ремонт, сервисное обслуживание или страховой случай могут стать проблемой для клиента», — поясняет член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Некоторые детали доступны только в оригинальном исполнении, а их поставки остаются нестабильными как по срокам, так и по ценам. Это напрямую влияет и на ремонт по ОСАГО, так как расчеты страховщиков часто ориентированы на более дешевые аналоги, а не на оригинальные запчасти.

Наибольший рост цен в 2023 году зафиксирован на запчасти, которые идут «под заказ»: агрегаты трансмиссии, рулевые рейки, двигатели и их компоненты, детали кузова и оптики. Особенно заметно подорожали запчасти для европейских и американских марок. Например, аналоги для немецких автомобилей выросли в цене на 15-20%. В целом по рынку рост цен на запчасти в 2023 году составил около 5-10%.

Дополнительные вызовы для автосервисов

Помимо цен и кадров, отрасль столкнулась с рядом других проблем. За последние два года рынок смазочных материалов пережил серьезные изменения после ухода международных брендов. Автовладельцы и сервисы переориентировались на российскую продукцию («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) и азиатские аналоги. Однако в 2023 году резко обострилась проблема контрафактного моторного масла.

«Масштабы фальсификата только растут», — констатирует Илья Плисов. Покупателей привлекают яркая упаковка и низкая цена, а недобросовестные сервисы получают сверхприбыль, используя подделки. По некоторым оценкам, доля фальсифицированных масел на рынке может достигать 30-50%, что грозит автовладельцам ускоренным износом и серьезными поломками двигателя.

Обратите внимание: Осталось дождаться его в России.

Еще одной новой проблемой стало отсутствие электронных каталогов запчастей от производителей для новых китайских автомобилей у независимых СТО. Как объясняет директор сети «Фит Сервис» Татьяна Овчинникова, такие каталоги (программы для точного подбора деталей по VIN-коду) предоставляются только официальным дилерам. Их отсутствие у независимых сервисов увеличивает сроки ремонта. Союз автосервисов и Союз потребителей уже обратились в ФАС с просьбой обеспечить равный доступ к технической документации, и в антимонопольной службе отнеслись к этой инициативе положительно.

Прогноз на 2024 год: продолжится ли подорожание?

Эксперты единодушны: услуги автосервисов продолжат дорожать и в 2024 году. В Союзе автосервисов прогнозируют средний рост цен еще на 10%.

При этом некоторые крупные сети, например «Фит Сервис», пока не планируют повышать стоимость нормо-часа в следующем году. Как отмечает Татьяна Овчинникова, окончательное решение будет зависеть от внешних факторов, прежде всего от уровня инфляции. Если она превысит запланированные показатели, то во втором полугодии 2024 года возможно небольшое увеличение стоимости ремонта.

Давление на цены будет оказывать сохраняющаяся нехватка кадров. «В этом году сервисы начали активную конкуренцию за сотрудников, переманивая их друг у друга лучшими условиями, — говорит Петр Шкуматов. — Предпосылок для быстрого появления десятков тысяч новых квалифицированных механиков нет, поэтому борьба за кадры продолжится, а ее издержки отразятся на ценах для клиентов».

Ключевым фактором, определяющим стоимость ремонта, останется цена на запчасти и оборудование. «Долгое время комплектующие завозились из-за рубежа, — напоминает автоэксперт Виктор Кондрашин. — После ухода многих иностранных производителей пришлось перестраивать цепочки поставок. Наладить собственное производство всех необходимых деталей за год-два невозможно». Поэтому рост цен на запчасти неминуемо повлечет за собой и увеличение затрат на услуги автосервисов.

Роман Солдатов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чего автовладельцам ждать от следующего года.