Клиенты сервисов каршеринга могут столкнуться с неприятной ситуацией, когда им приходится оплачивать увеличенные штрафы за нарушения ПДД, которые они фактически совершили впервые. Проблема возникает из-за того, что штраф «привязывается» к автомобилю, а не к конкретному водителю. Если предыдущий арендатор уже нарушил то же правило, следующий пользователь получит штраф как за повторное нарушение, даже если для него это первая подобная ошибка. Юристы признают такую практику юридически обоснованной, но отмечают её очевидную несправедливость по отношению к водителям.
Реальная история: штраф за чужое нарушение
Яркий пример — история Андрея (имя изменено), который в ноябре арендовал кроссовер через каршеринг. Спустя месяц он получил уведомление о штрафе за проезд на красный свет на перекрестке в районе Строгино. По закону за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ) полагается штраф в 1000 рублей. Однако с карты Андрея списали 5000 рублей. В службе поддержки ему объяснили, что на этом автомобиле до него уже фиксировалось аналогичное нарушение, поэтому его проступок был квалифицирован как повторный, что автоматически увеличивает сумму взыскания в пять раз.



Андрей признал своё нарушение, но был готов заплатить только 1000 рублей, а не штраф за «того парня», который ездил на этой машине до него. В службе поддержки ему заявили, что пользователи сервиса должны быть морально готовы к подобным ситуациям. Эта история — не единичный случай. Летом в аналогичную ситуацию попал водитель Илья, который также получил штраф в 5000 рублей за единственное нарушение. Проблему удалось решить только после угроз судебными исками, и компания компенсировала ему штраф бонусными баллами. Однако, как признался Илья, после этого он разочаровался в каршеринге.
Обратите внимание: Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах.
Правовая коллизия: штраф или компенсация?
С юридической точки зрения действия каршеринговых компаний формально законны. Как пояснил юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько, подписывая договор аренды, водитель соглашается с его условиями, включая пункт о безакцептном списании штрафов. Важный нюанс: компания как владелец автомобиля сначала сама оплачивает штраф от ГИБДД, а затем взыскивает эту сумму с клиента. С точки зрения закона это не штраф за нарушение ПДД, а компенсация за нарушение условий договора аренды, что и позволяет компаниям действовать таким образом.





Теоретически компания как собственник может обратиться в ГИБДД и предоставить данные о водителе, который был за рулём в момент нарушения. Однако на практике это происходит крайне редко. Как отмечают эксперты, операторам каршеринга проще и быстрее автоматически списать деньги с клиента, чем тратить время и ресурсы на разбирательства с инспекцией. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин добавляет, что водителю, не согласному с увеличенным штрафом, для оспаривания, скорее всего, придётся идти в суд, требуя признания недействительным пункта договора о списании компенсаций.
Необходимость законодательных изменений
Конфликтных ситуаций из-за «повторных» штрафов в каршеринге становится всё больше. Автоэксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин, видит корень проблемы в том, что штрафы «привязаны» к автомобилю, а не к водителю. Он считает, что каршеринговым компаниям совместно с ГИБДД необходимо наладить механизм, позволяющий точно устанавливать, кто из арендаторов нарушил правило впервые, а кто — повторно. Это помогло бы сохранить доверие клиентов.





Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин называет текущую ситуацию несправедливой и указывает на законодательный пробел. По его мнению, выходом могла бы стать более тесная координация каршеринговых компаний с государственными органами, а также законодательное закрепление права пользователя каршеринга самостоятельно обжаловать такой штраф через портал «Госуслуги». Однако создание целых юридических отделов для работы с такими случаями может негативно сказаться на стоимости аренды для всех пользователей.
На момент публикации крупнейшие операторы каршеринга («Яндекс Драйв», BelkaCar, Делимобиль, Ситидрайв) не предоставили оперативных комментариев по правилам расчёта и уплаты штрафов.
Кирилл Сазонов, Роман Солдатов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Чем рискуют пользователи арендованных автомобилей в случае нарушения ПДД.