Чем рискуют пользователи арендованных автомобилей в случае нарушения ПДД

Пользователи каршеринга рискуют увеличить штрафы за нарушения ПДД, в том числе за те, которых они фактически не совершали. Это относится к ситуациям, когда один из других водителей того же арендованного автомобиля совершил аналогичное правонарушение.

В этом случае последующим пользователям придется заплатить штраф за повторное нарушение. Юристы и эксперты считают такую ​​ситуацию несправедливой, но отмечают, что действия компаний каршеринга в данном случае не противоречат закону. Подробности — в статье «Известий».

Штраф «за того парня»

В конце ноября Андрей (имя изменено) арендовал кроссовер Chery Tiggo 7 в одной из каршеринговых компаний. Почти через месяц после поездки он получил уведомление по электронной почте (копия есть в распоряжении "Известий"). Как выяснилось, арендуя автомобиль на одном из перекрестков столичного района Строгино, он проехал на красный свет.

Нарушение было зафиксировано на камеру. За данное правонарушение по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Однако оператор каршеринга списал с карты Андрея значительно большую сумму — 5000 рублей, о чем он также уведомил своего клиента.

«Дело в том, что на этом автомобиле до вас уже нарушалось это же правило. Поэтому, к сожалению, скидка 50% при повторных нарушениях не распространяется. Только что поступил штраф в размере 5000 рублей от ГИБДД. Будем вычитать всю сумму с вашей банковской карты», — говорится в сообщении, которое пользователь получил от каршеринговой компании в конце декабря.

По словам Андрея, он обратился за разъяснениями в службу поддержки, где ему сообщили, что компания самостоятельно оплачивает штрафы за зафиксированные камерами нарушения ПДД, а затем согласно договору аренды уведомляет об этом пользователя и взимает штраф с банка карта, привязанная к счету клиента.

Как выяснили "Известия", по аналогичной схеме работают и другие операторы каршеринга. Компания, получив штраф от ГИБДД, оплачивает его самостоятельно, а затем списывает соответствующую сумму со счета пользователя, допустившего нарушение.

— Мне сказали, что другой клиент каршеринга до меня уже проезжал на этом автомобиле на красный свет, поэтому за повторное нарушение штраф составляет 5000 рублей. Я признаю, что нарушил, готов заплатить "свои" 1000 рублей. А потом оказывается, что я на самом деле плачу штраф «за этого парня». Ведь я лично впервые проехал на красный свет. Однако в службе поддержки заявили, что пользователи сервиса должны быть готовы к такой ситуации, рассказал "Известиям" Андрей».

Случай Андрея не единичный. Летом в аналогичную ситуацию попал еще один водитель Илья. Арендовав машину на два дня, в конце поездки он увидел уведомление о крупном штрафе.

— Оказалось, что я проехал на красный свет, но это было всего один раз, а штраф пришел как за повторное нарушение: 5000 рублей. Проблема в том, что деньги уже списаны. Дело длилось неделю.

Обратите внимание: Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах.

Только после того, как я начал грозить проверками и судебными исками, проблему решили, выдав определенное количество баллов, которыми можно оплатить проезд. Признаюсь, после случившегося я больше не хочу пользоваться каршерингом, - рассказал он "Известиям».

Штраф или компенсация

Ситуация действительно не самая приятная, считают опрошенные "Известиями" юристы. Но с точки зрения закона нарушения со стороны операторов каршеринга нет, заявляют они. По словам юриста движения "Свобода выбора" Сергея Радько, в договоре оказания дробильных услуг указано, что все выплаты, штрафы и компенсации за нарушения отдельных условий договора, в том числе штрафы за нарушения ПДД, списываются без акцепта.

— Подписывая данный договор, водитель соглашается с его условиями, в том числе с тем, что с его карты автоматически списываются штрафы за нарушения ПДД. Кроме того, штраф за нарушение ПДД оплачивает непосредственно владелец автомобиля – оператор дробилки. С юридической точки зрения сумма, начисляемая на счет клиента, является штрафом не за нарушение правил дорожного движения, а за нарушение условий договора аренды автомобиля", - пояснил юрист.

Он отметил, что пользователь каршеринга не может оспорить вызов в ГИБДД Норвегии, поскольку не является владельцем транспортного средства. Это может сделать только сам оператор каршеринга через своего представителя.

— Теоретически компания каршеринга как владелец автомобиля может обратиться в ГИБДД и предоставить информацию о водителе, который находился за рулем автомобиля в момент совершения правонарушения. Но, как показывает практика, такие случаи крайне редки. Оператору каршеринга проще и быстрее заплатить штраф за зафиксированное камерой нарушение, а потом взыскать эту сумму с пользователя, чем бегать по подразделениям Госавтоинспекции», — отметил Сергей Радько.

С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он также считает, что повторное правонарушение, за которое назначается увеличенный штраф, на самом деле таковым не является. Однако операторам каршеринга проще списать деньги с пользователя, чем избивать сотрудников ГИБДД, отмечает эксперт.

«В такой ситуации водителю, получившему увеличенный штраф и несогласному с этим решением, скорее всего, придется обратиться в суд. Более того, в данном случае требовать отмены штрафа за нарушение правил дорожного движения бесполезно: автомобилист вообще не фигурирует в материалах дела об административном правонарушении. Поэтому надо стремиться к отмене пункта в договоре, согласно которому оператор каршеринга списывает с пользователя штрафы и компенсации", - рассказал он "Известиям».

Законодательство требует поправок

Конфликтов и спорных ситуаций из-за неоднократных штрафов за краткосрочную аренду автомобилей становится все больше, констатирует автоэксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. Во многом это связано с тем, что отношения между арендатором и арендодателем не прописаны должным образом, считает он.

— Теперь получается, что штраф «падает» на машину. Поэтому тот, кто нарушил последнее, рискует получить увеличенный штраф. В общем, каршеринговые компании должны позаботиться о том, чтобы с помощью ГИБДД выяснить, кто сломался впервые, а кто уже был пойман за это правонарушение в прошлом. Более того, это в их интересах: это позволит им не потерять лицо перед клиентами, - рассказал он "Известиям».

По мнению эксперта, для решения этой проблемы нужны очень тонкие изменения в законодательстве, которые будут учитывать интересы водителей, впервые нарушивших те или иные правила дорожного движения, но не позволят злостным лихачам уйти от ответственности.

Аналогичного мнения придерживается и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он считает несправедливой ситуацию, когда водители получают увеличенный штраф за нарушение ПДД, которого они на самом деле не совершали. По мнению эксперта, сейчас в законодательстве есть определенный пробел, который необходимо исправить.

- Компания, предоставляющая услуги каршеринга, как фактический владелец автомобиля имеет право обратиться в Норвежскую дорожную инспекцию и предоставить информацию о водителе, который управлял арендованным автомобилем в момент совершения правонарушения. Но этого не происходит: очевидно, что, учитывая огромный парк каршеринга, компании должны иметь в штате армию юристов, которые будут заниматься только этими проблемами. В результате это не лучшим образом скажется на тарифах", - сказал он "Известиям».

По мнению Шапарина, решение проблемы может заключаться в более тесной координации компаний каршеринга с министерствами и ведомствами, отвечающими за работу витрин открытых данных, и законодательном закреплении возможности обжалования такого штрафа пользователем каршеринга, использующим Служба Государственных услуг».

Операторы каршеринга («Яндекс Драйв», BelkaCar, Делимобиль, Ситидрайв) не сразу ответили на запросы «Известий» относительно правил расчета и уплаты штрафов за нарушения ПДД.

Кирилл Сазонов, Роман Солдатов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Чем рискуют пользователи арендованных автомобилей в случае нарушения ПДД.