Дефицит запчастей для иномарок: какие марки страдают больше всего и пути решения проблемы

В условиях санкционного давления сроки поставки автозапчастей в Россию катастрофически выросли, достигнув в некоторых случаях полутора лет. Об этом сообщают представители страхового рынка. Многие автобренды, официально покинувшие страну, теперь поставляют детали через сложные логистические цепочки третьих стран, что приводит к задержкам из-за таможенных и транспортных барьеров, а иногда и прямого противодействия производителей. Наиболее остро проблема ощущается для японских премиальных марок, таких как Lexus и Infiniti, а также для ряда европейских производителей, включая Škoda и Mercedes. Страховщики физически не успевают выполнить ремонт по ОСАГО в установленные законом 30 дней. Эксперты видят выход в легализации использования бывших в употреблении запчастей, однако для этого, как считают в Банке России, необходима система оценки их качества и безопасности.

Почему запчасти везутся месяцами и даже годами

Санкции привели к беспрецедентному удлинению сроков ожидания импортных автокомпонентов. Страховые компании фиксируют случаи, когда клиенты ждут детали более года. Например, компания «Абсолют Страхование» приводит показательные примеры: бак для жидкости AdBlue для Mercedes 2015 года пришлось ждать 18 месяцев, а диск для Mercedes 2018 года — 16 месяцев. Оригинальное лобовое стекло для Porsche Cayenne, заказанное семь месяцев назад, также до сих пор не прибыло.

Аналогичные прецеденты подтверждают и другие крупные игроки, такие как «Совкомбанк Страхование» и Российский союз автостраховщиков (РСА). Особенно это касается редких или относительно новых моделей автомобилей.

Основная причина — ограничения, введенные западными автопроизводителями. Как поясняет Алексей Бредихин из АКРА, хотя параллельный импорт и работает, удлиненные логистические маршруты через Турцию, ОАЭ, страны Балтии, Беларусь, Грузию и Казахстан неизбежно увеличивают время доставки.

Наибольшие сложности наблюдаются с деталями для японских и корейских марок: Toyota, Lexus, Mitsubishi, Honda, Kia, Hyundai. Их средний срок поставки оценивается в шесть месяцев, но верхнего предела не существует. Например, лобовое стекло для Hyundai Elantra, заказанное в январе, пришло только в ноябре. Для Skoda Superb срок ожидания комплектующих может составлять около года.

Задержки происходят как на таможне, так и из-за того, что производители блокируют отправку запчастей без объяснения причин. Ситуация на рынке крайне нестабильна: каналы поставок то появляются, то исчезают. Некоторые страховщики, например Zetta Insurance, отмечают, что по основным позициям всё же можно найти альтернативных поставщиков со сроком доставки 3-4 месяца.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Критические марки и выходы из ситуации для автовладельцев

— Проблема долгосрочного ремонта становится всё актуальнее. Некоторые клиенты согласны ждать полгода или год. Но есть марки, по которым производители вообще не могут подтвердить возможность поставок в Россию, — констатирует Иван Попов из IC MAX.

В таких случаях страховые компании часто вынуждены предлагать клиенту денежную компенсацию вместо ремонта. Был случай, когда для BMW X6 несколько раз отменяли заказ на обшивку двери, и владелец в итоге согласился на выплату.

Существуют и бренды, запчасти для которых в принципе не поставляются на российский рынок. Как отмечает Альберт Усманов из «Абсолют Страхование», это, например, Infiniti из-за санкций Японии. Серьёзные проблемы также с официальными поставками для Škoda, Renault и Opel.

Хотя случаи ожидания свыше года пока не носят массового характера, страховщики часто компенсируют убытки деньгами, чтобы не нарушать сроки, прописанные в договоре.

Легализация б/у запчастей как потенциальное решение

Закон об ОСАГО обязывает урегулировать страховой случай за 30 дней. Чтобы не нарушать его, компании всё чаще прибегают к денежным выплатам. Однако, как отмечает Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантия», это не решает проблему ремонта автомобиля.

Выходом могло бы стать разрешение на использование контрактных (бывших в употреблении) запчастей. Некоторые клиенты уже сейчас добровольно соглашаются на такой вариант, понимая ситуацию. Александр Харагезов из «АльфаСтрахование» считает, что использование б/у деталей из строго определённого списка (не влияющих на безопасность) должно быть узаконено. Эту инициативу уже не первый год продвигает РСА.

Однако у этого пути есть серьёзные препятствия. Как пояснил «Известиям» Илья Смирнов из Банка России, вопрос использования б/у запчастей по ОСАГО остаётся дискуссионным. Главная проблема — безопасность. Необходима официальная методика оценки качества таких деталей, чтобы отремонтированные автомобили не стали причиной новых аварий.

— Бывшие в употреблении запчасти часто имеют скрытые повреждения, — предупреждает основатель «ГТК-Холдинга» Саид Залиев. — Есть риск, что дефекты проявятся уже после ремонта.

Кроме того, нужен государственный контроль за оборотом б/у запчастей, чтобы повышенный спрос на них не спровоцировал рост угонов и ухудшение криминогенной обстановки.

Эксперты предлагают компромиссный вариант: разрешить повторное использование только определённых категорий деталей с минимальным риском поломки, которые не влияют на безопасность движения. Для них необходимо установить максимально допустимый возраст и уровень износа. Это могло бы стать разумным балансом между необходимостью ремонта и требованиями безопасности.

Мария Колобова

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: С какими импортными марками машин ситуация обстоит сложнее всего и как можно решить проблему.