Россия готовится отменить запрет на экспорт топлива, введённый в сентябре 2023 года

Запрет на вывоз топлива и его цели

Власти России начали подготовку к отмене ограничений на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, которые были установлены 21 сентября 2023 года. Изначально эта мера, закреплённая Постановлением Правительства № 1537, была введена как временная, с целью стабилизации цен на внутреннем рынке. Правительство рассчитывало, что ограничение вывоза топлива за рубеж насытит отечественный рынок и приведёт к снижению стоимости для конечных потребителей.

Интересно, что в самом документе срок действия запрета указан не был. Замминистра энергетики Павел Сорокин в сентябре заявлял, что ограничения носят бессрочный характер и будут действовать до нормализации ситуации на автозаправочных станциях.

Планы по отмене и рыночная ситуация

Однако уже в ноябре 2023 года позиция начала меняться. Сначала министр энергетики Николай Шульгинов сообщил о возможности частичного снятия запрета, в первую очередь для бензина АИ-92. Вскоре после этого, по данным агентства Reuters со ссылкой на отраслевые источники, стало известно о планах полностью отменить ограничения на экспорт уже в ближайшее время. Нефтяные компании, по информации источников, уже получили соответствующие предупреждения и начали готовить планы экспортных поставок.

Один из аргументов в пользу отмены — формирование избытка топлива на внутреннем рынке. Как пояснили в одной из компаний, реализовать такой объём внутри страны стало невозможно. Это, однако, ставит закономерный вопрос: если предложение превышает спрос, почему цены на бензин и дизель на большинстве АЗС, как сетевых, так и независимых, не вернулись к докризисным значениям сентября 2023 года? Хотя в ряде регионов и наблюдалось некоторое снижение, в целом стоимость топлива остаётся повышенной.

Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.

Сопутствующие меры регулирования

Важно понимать, что даже в случае отмены прямого запрета на экспорт, другие инструменты регулирования рынка продолжат действовать. Ещё в октябре 2023 года правительство приняло целый пакет дополнительных мер.

Ключевое изменение — восстановление с 1 октября 2023 года так называемого «топливного демпфера» (механизма компенсации нефтеперерабатывающим заводам). Коэффициент демпфирования был увеличен с 0,5 до 1,0, что позволило существенно увеличить размер компенсаций компаниям за продажу топлива на внутреннем рынке. Это создаёт финансовые стимулы для насыщения рынка и сдерживает рост оптовых цен.

Также были ужесточены требования к нефтяным компаниям по объёмам продаж топлива на товарных биржах:

  • Доля продаж бензина увеличена с 13% до 15% от общего объёма производства;
  • Доля продаж дизельного топлива выросла с 9,5% до 12,5%.

Эта мера направлена на поддержку независимых АЗС, которые закупают топливо именно на бирже. Такой подход повышает конкуренцию и снижает риски монопольного завышения цен со стороны вертикально интегрированных компаний, имеющих собственные сети заправок.

Барьер для «серого» экспорта

Чтобы предотвратить спекуляции и недобросовестный вывоз топлива после снятия запрета, был введён специальный заградительный тариф. Он установлен на уровне 50 тысяч рублей за тонну и применяется к тем поставщикам нефтепродуктов, которые не являются их производителями, а закупают топливо для последующей перепродажи за рубеж. Эта мера призвана блокировать попытки ритейлеров создать запасы для экспорта в ожидании отмены ограничений, а также препятствовать вывозу топлива под видом других товаров.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В России уже готовятся к отмене запрета на экспорт топлива, введённого с 21 сентября 2023 года.