Почему запотевают фары автомобиля: причины и последствия

С наступлением осени многие автовладельцы сталкиваются с проблемой запотевания оптики. Конденсат может появляться не только на стеклах и капоте, но и внутри фар, образуя на защитном пластике эффект тумана или стекая каплями. Это явление не только ухудшает видимость, но и может сигнализировать о серьезных неисправностях. Давайте разберемся, почему фары склонны к запотеванию и на что стоит обратить внимание.

Как работает система вентиляции фар

В исправно работающих фарах конденсат не должен скапливаться. Принцип их работы основан на термодинамике: когда лампы включены, они сильно нагревают воздух внутри корпуса. Чем мощнее источник света, тем выше температура. Нагретый воздух расширяется, создавая избыточное давление, и через специальные клапаны выходит наружу, унося с собой водяные пары. Таким образом, влага просто не успевает осесть в виде конденсата.

Конструктивно для этого предназначены сапунные (вентиляционные) клапаны. Их ключевая задача — поддерживать определенный режим давления внутри фары, предотвращая достижение «точки росы» — температуры, при которой пар конденсируется. Эти клапаны работают как в одну сторону: они выпускают воздух при нагреве, но не впускают его обратно при охлаждении, что защищает внутреннее пространство от пыли и избыточной влаги. Поэтому в норме конденсат, если и образуется, то лишь на внешней поверхности стекла и быстро испаряется.

В старых автомобилях конструкция фар была проще. Лампы выделяли меньше тепла, и во время движения в холодную погоду внутрь мог поступать холодный воздух, что приводило к выпадению конденсата. Для его отвода даже предусматривались специальные дренажные отверстия. Хотя это и не мешало работе фар, со временем через эти отверстия внутрь проникала пыль, оседая на стекле и снижая светопропускание.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Однако современные фары при неисправностях могут запотевать настолько сильно, что световой поток критически ослабевает, создавая опасность на дороге.

Основные причины запотевания и их последствия

Чаще всего проблема возникает из-за нарушения работы системы вентиляции. Если вентиляционные клапаны засоряются грязью или пылью, циркуляция воздуха прекращается. В результате при нагреве и охлаждении внутри фары создается избыточное давление или вакуум, что нарушает микроклимат и приводит к постоянному образованию конденсата.

Более серьезная причина — механические повреждения. Трещина в корпусе фары, скол или неплотное прилегание защитного стекла нарушают герметичность. В таком случае воздух (а с ним и влага) начинает бесконтрольно поступать внутрь, особенно при движении на скорости. Капли воды на внутренней поверхности стекла преломляют и рассеивают свет, делая луч неравномерным и могу ослеплять встречных водителей. Езда с такими фарами не только опасна, но и запрещена правилами.

Нередко виной всему становится человеческий фактор. После неквалифицированного ремонта, замены лампы или неправильной сборки узла может быть нарушена герметичность. Например, если не до конца закрутить заднюю защитную крышку или неправильно установить уплотнительную резинку. Влага, попадая на контакты и сами лампы, резко сокращает их срок службы, вызывает окисление и коррозию.

Отдельно стоит быть осторожным при мойке подкапотного пространства. Мощная струя воды может сорвать или повредить вентиляционные клапаны и уплотнители, напрямую заливая воду внутрь корпуса. Это чревато не только запотеванием, но и коротким замыканием в электросети.

Таким образом, стойкий конденсат внутри фары — это почти всегда симптом неполадки, которую нельзя игнорировать. Проблема может быть скрытой и сложной для диагностики, а в худшем случае потребуется дорогостоящая замена всей фары в сборе.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В осенние месяцы, когда по ночам часто случаются резкие понижения температуры, на кузове машины образуется конденсат.