В 2023 году российский рынок новых автомобилей демонстрирует уникальную динамику. Несмотря на замедляющиеся темпы роста, увеличение стоимости машин и повышение процентных ставок по кредитам, продажи продолжают расти. Это парадоксальное явление, когда негативные экономические факторы не подавляют, а, наоборот, стимулируют спрос, требует детального анализа. Подробный разбор ситуации представлен в материале «Известий».
Период замедления: рост есть, но темпы падают
Согласно данным агентства «Автостат», основанным на количестве выпущенных электронных паспотов транспортных средств (ЭПТС), в октябре в России было продано 112 238 новых автомобилей. Это впечатляющий рост в 2,6 раза по сравнению с октябрём прошлого года, однако прирост к сентябрю текущего года составил лишь около 2 тысяч машин. Эта цифра наглядно иллюстрирует тенденцию к замедлению, которая наблюдается с конца лета. Для сравнения, в середине весны рынок показывал ежемесячный рост на 14-16%.





Лидером продаж в октябре, как и прежде, осталась отечественная марка Lada, реализовавшая 34 464 автомобиля. Второе и третье места в рейтинге заняли китайские бренды: Haval (12 823 машины) и Chery (10 859 машин), поменявшиеся позициями по сравнению с предыдущим месяцем. Четвёртую строчку удерживает Geely с результатом в 10 360 автомобилей, а пятую — Changan (6 386 машин). Далее в топ-10 расположились Omoda, Exeed, Kia, Toyota (большая часть которой ввозится через параллельный импорт) и относительно новая на российском рынке китайская марка Jetour.
Праздник в Тольятти: рекорд Lada Granta
АвтоВАЗ отпраздновал значимое достижение: ежемесячные продажи модели Lada Granta впервые превысили психологическую отметку в 20 тысяч автомобилей. По данным производителя, в октябре было отгружено 20 928 единиц этой модели, что является рекордным показателем. Статистика регистраций от «Автостата» несколько скромнее — 18 493 автомобиля, что всё равно делает Granta абсолютным бестселлером рынка. На втором месте по популярности среди моделей Lada находится Веста, которая также показывает положительную динамику: 6981 регистрация в октябре против 6396 в сентябре.




Среди иномарок лидерство сохранил кроссовер Haval Jolion с результатом в 6270 проданных единиц. Состав топ-10 самых популярных иномарок остаётся стабильным уже второй месяц, однако внутри него происходят перестановки. Например, модель Omoda C5 (3780 шт.) поднялась на шестое место, в то время как Chery Tiggo 7 Pro Max (3708 шт.) опустился с пятой на восьмую позицию. В пресс-службе Chery объяснили это временным дефицитом, вызванным ажиотажным спросом в предыдущие месяцы, и пообещали восстановить поставки в ноябре. В десятку лидеров также вошли Chery Tiggo 4 Pro, Geely Monjaro и Geely Coolray.
Обратите внимание: Россияне долго этого ждали.
Рост вопреки: почему спрос не падает?
Эксперты отмечают нетипичную реакцию потребителей. Обычно рост цен и удорожание кредитов охлаждают рынок, но сейчас они, напротив, стали драйверами спроса. По словам Ильи Петрова из «Авилон АГ», клиенты стремятся успеть с покупкой до нового витка подорожания или повышения ставок, что создаёт устойчивый трафик в салонах. Он прогнозирует, что эта тенденция сохранится в ноябре, а к концу года цены на автомобили могут вырасти ещё на 5-7%.
Независимый консультант Сергей Бургазлиев согласен с этой оценкой. Покупатели действуют из опасений, что Центральный банк может вновь повысить ключевую ставку, а в отрасли циркулируют слухи о возможном росте утилизационного сбора в следующем году. В результате люди «запрыгивают на подножку» уходящего поезда, стремясь приобрести автомобиль до того, как он станет ещё менее доступным. По мнению эксперта, такая ситуация носит временный характер, но продлится как минимум до конца ноября.





Новые покупатели: кто формирует спрос?
Структура спроса на автомобили также претерпевает изменения. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков отмечает серьёзный рост доходов у представителей рабочих профессий: водителей-дальнобойщиков, механизаторов, трактористов. Их заработная плата в ряде случаев сравнялась с доходами менеджеров среднего звена. Многие из этих людей раньше не могли позволить себе новую машину или ездили на старых автомобилях, и сейчас они активно выходят на рынок.
Кроме того, определённую роль играет перераспределение расходов. На фоне роста цен на недвижимость часть людей, откладывавших деньги на квартиру, понимает, что эта цель стала недостижимой. Вместо этого они направляют свои сбережения на покупку нового автомобиля, следуя логике «чтобы деньги не пропали».



Эксперты сходятся во мнении, что по итогам года российский авторынок преодолеет важный рубеж в 1 миллион проданных новых автомобилей. Однако, как отмечает партнёр «Автостата» Игорь Моржаретто, этот результат всё ещё далёк от докризисных показателей в 1,8–2 миллиона машин в год. Продажи на уровне миллиона лишь компенсируют естественное выбытие старых автомобилей из парка страны, но не говорят о полноценном восстановлении рынка.
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: С начала года россияне приобрели 830 тыс.