Автокредитование в России: рост спроса, популярные марки и влияние повышения ключевой ставки

Рынок автокредитования в России демонстрирует значительный рост: за первые шесть месяцев текущего года его объем вырос более чем на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исследование компании Fresh, проведенное среди 10 000 покупателей из разных регионов, показывает, что автокредиты остаются одним из самых востребованных банковских продуктов. В целом за девять месяцев 2023 года в кредит было приобретено 39% всех проданных автомобилей.

Популярность подержанных автомобилей

Независимо от города, большинство покупателей (67%) предпочитают брать кредит именно на подержанные автомобили. Среди подержанных машин, купленных в кредит, лидируют корейские и японские бренды: Kia (33%), Hyundai (26%), Toyota (16%), а также отечественная Lada (14%) и Volkswagen (11%).

Лидеры среди новых автомобилей в кредит

В сегменте новых автомобилей, приобретаемых в кредит, картина несколько иная. Здесь уверенно лидирует Lada (32%), за которой следуют китайские марки: Haval (27%) и Kia (24%). Замыкают пятерку лидеров Hyundai (10%) и Changan (7%). Это свидетельствует о растущем влиянии китайских брендов на российском рынке.

География автокредитования

Спрос на автокредиты распределен по стране неравномерно. Наиболее активны покупатели в Москве, где 59% новых автомобилей приобретаются в кредит. В столице также отмечена самая высокая доля кредитных покупок новых машин (55% за 9 месяцев). В регионах картина разнообразна: в Волгограде и Ставрополе чаще кредитуют подержанные авто (45%), в Воронеже — 60% новых и 44% подержанных, в Ростове-на-Дону на новые авто приходится 62% кредитов, а в Краснодаре и Минеральных Водах лидируют подержанные автомобили (42% и 57% соответственно).

Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.

Экспертное мнение и рыночные тенденции

«Автокредитование сегодня — это крайне популярный продукт», — комментирует Ольга Бондарева, руководитель отдела кредитования и страхования Fresh. Она отмечает, что рост цен на автомобили (20–23% в прошлом году) делает кредит привлекательным инструментом для обновления автопарка без крупных единовременных затрат. Эксперт уверена, что даже на фоне повышения ключевой ставки Банком России, которое неизбежно повлечет рост процентов по кредитам, спрос на эту услугу останется высоким.

Динамика рынка и влияние внешних факторов

В начале года рынок автокредитования стимулировала обновленная государственная программа льготного кредитования, а весной и летом ставки были на оптимальном уровне, что позволило удовлетворить накопленный спрос. Однако с августа ситуация стала меняться. Ослабление рубля, рост утилизационного сбора и повышение кредитных ставок подтолкнули многих россиян к срочным покупкам в кредит на старых, более выгодных условиях, что временно поддержало рынок. Несмотря на это, в сентябре наметилась тенденция к снижению общей активности.

За период с января по сентябрь 2023 года 68% всех автокредитных сделок и 65% выдач пришлось на подержанные автомобили. Средний размер автокредита за этот период вырос на 22% — с 1,2 млн до 1,47 млн рублей. Для новых автомобилей средний чек составил 1,33 млн рублей, для подержанных — 1,16 млн рублей.

Влияние китайских брендов

Отдельного внимания заслуживает растущая роль китайских автомобильных брендов. К концу сентября среди десяти самых популярных новых автомобилей, покупаемых в кредит, восемь были китайскими. На кредиты для новых китайских машин приходилось две трети всех сделок и три четверти всех выдач, что ярко демонстрирует их укрепляющиеся позиции на российском рынке.

Юрий Зубко

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 27 октября Банк России повысил ключевую ставку до 15% годовых.