Как купить подержанный японский автомобиль после санкций: новые правила и риски на рынке

С момента введения Японией санкций против России прошло более двух месяцев, что существенно изменило рынок подержанных автомобилей из этой страны. Первоначальный ажиотаж сменился спадом, усугубленным новыми таможенными правилами. Теперь за каждый автомобиль, приобретаемый более одного раза в год, взимается утилизационный сбор в 300 тысяч рублей. Возникает закономерный вопрос: возможно ли сегодня купить подержанный японский автомобиль и как избежать при этом проблем? Ответы — в материале vl.aif.ru.

Факторы, влияющие на рынок

Санкции Японии, введенные 9 августа 2023 года, запретили экспорт в Россию автомобилей с двигателем объемом свыше 1,9 литра или с гибридными силовыми установками. Это сразу же отразилось на объемах ввоза: если в августе через Владивостокскую таможню прошло около 19 тысяч машин, то в сентябре — лишь 8 тысяч.

Автобизнес в Приморье, десятилетиями бывший социально значимой отраслью, оказался в сложной ситуации. Многие компании, ранее успешно торговавшие автомобилями, теперь борются за выживание, что нередко сказывается на качестве их услуг. Покупатели стали более избирательными, а конкуренция среди оставшихся на рынке продавцов привела к росту цен.

«До санкций Россия импортировала до 40% подержанных автомобилей из Японии, из которых 20% теперь под запретом, — объясняет директор одной из компаний Синдор Маматов. — Предложение сократилось, а спрос остался высоким, что и спровоцировало рост цен. Например, модели Honda Fit, Toyota Yaris или Toyota Vitz 2018-2020 годов выпуска с двигателем 1,3 литра подорожали с 800 тысяч до 1 миллиона рублей, то есть на 10-20%». Он также отмечает, что на цены влияют и неопытные участники рынка, которые в спешке перекупают лоты у конкурентов.

Новые таможенные ограничения

Японские санкции дополнились ужесточением российского таможенного регулирования. Согласно приказу Минфина, за каждый автомобиль, купленный более одного раза в год, теперь взимается утилизационный сбор в 300 тысяч рублей, что делает перепродажу практически нерентабельной. Кроме того, таможня может потребовать личного присутствия покупателя для подтверждения сделки или запросить у дилера контактные данные клиента для верификации.

Эти меры направлены на борьбу с незаконными схемами перепродажи, одной из которых является оформление покупки на подставное лицо. Такая практика опасна для «номинального» владельца: в случае ДТП или других нарушений правоохранительные органы будут искать именно его, а о штрафах и происшествиях он может даже не знать.

«Таможня имеет право приглашать декларантов для дачи пояснений, чтобы исключить случаи мошеннического использования персональных данных, — комментируют во Владивостокской таможне. — Если человек не явится, решение будет принято на основе имеющихся документов. Отсутствие подтверждения пребывания на Дальнем Востоке может привести к отказу в выпуске товара».

Старший государственный таможенный инспектор Ася Рощина поясняет: «Если вы покупаете вторую машину, у таможни почти наверняка возникнут вопросы. Но если есть веская причина — например, автомобиль для супруга или взрослого ребенка, — и вы можете это подтвердить документами (свидетельством о браке, доверенностью), то препятствий, как правило, не будет. Главное, чтобы машина была оформлена на того, кто будет ей пользоваться».

Обратите внимание: Спрос на автомобили Peugeot и Citroen в Украине достиг рекордной отметки.

Практические советы покупателям

Эксперты советуют начинать поиск не с японских аукционов, а с местных рынков, таких как известный «Зеленый уголок» во Владивостоке, где выбор по-прежнему есть. Однако даже там без помощи специалиста не обойтись.

«На рынке есть и хорошие, и проблемные машины, — говорит Синдор Маматов. — Профессионал имеет доступ к истории автомобиля: откуда он, когда был продан в Японии, были ли страховые выплаты (что указывает на аварии), нет ли за ним криминального прошлого. Обычному человеку такая информация недоступна».

Самостоятельное участие в японских аукционах категорически не рекомендуется. Рынок сложен, полон нюансов, и высок риск купить санкционный автомобиль или столкнуться с другими проблемами.

«Аукционы лучше доверить профессионалам, — поддерживает коллегу автодилер Сергей Островский. — Нужно понимать специфику: есть модели, которые не рассчитываются таможенным калькулятором, есть критические даты выпуска. Ошибка может увеличить стоимость растаможки с 300 до 650 тысяч рублей. Кроме того, после покупки нужно организовать перегон, доставку морем, таможенное оформление. У профессионала этот процесс занимает в среднем 22 дня, у новичка — 3-4 месяца».

Ключевые выводы и стратегии

Утилизационный сбор в 300 тысяч рублей — серьезный удар по перекупщикам, но для тех, кто покупает автомобиль для себя на длительный срок (более года), это не является критичным препятствием.

Еще одна стратегия — рассматривать более дорогие автомобили. Если бюджет покупки составляет 2 миллиона рублей и выше, дополнительные 300 тысяч сборов не так ощутимы. Кроме того, покупка через юридическое лицо позволяет снизить сбор примерно до 200 тысяч рублей. Новые и более комфортабельные модели, даже с учетом всех сборов, могут оказаться выгодным вложением.

Главный совет от экспертов: не действовать в одиночку. Доверьте процесс покупки проверенным профессионалам, которые знают все подводные камни рынка, таможенного законодательства и логистики.

Александр Колегов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Спрос остался прежним, а вот стоимость автомобилей возросла.