В условиях растущей плотности городской застройки и расширения платных парковочных зон жители крупных российских городов всё чаще рассматривают покупку парковочных мест как необходимость. Согласно данным Avito Real Estate, в октябре спрос на приобретение парковочных мест в 33 крупнейших городах России вырос на 39% в годовом исчислении, в то время как предложение увеличилось лишь на 7%. Примечательно, что спрос на классические гаражи, несмотря на рост цен на 17% (в среднем до 350 тыс. рублей), демонстрирует спад, что эксперты связывают с уходом этого формата.
Олег Изотов, руководитель направления коммерческой недвижимости Avito, отмечает, что современные парковочные места, которые строятся в составе жилых комплексов, имеют более стабильную динамику цен. Их средняя стоимость по России составляет около 800 тысяч рублей. Этот тренд напрямую связан с автомобилизацией населения: по данным «Автостата», на начало 2023 года на тысячу россиян приходилось 315 автомобилей. Хотя этот показатель растёт медленно, он всё ещё отстаёт от уровня стран Восточной Европы (400-500 авто на тысячу жителей), что, по мнению эксперта автопрома Владимира Беспалова, указывает на потенциал дальнейшего роста.
Лидеры роста спроса среди городов-миллионников
Среди городов-миллионников выделяются особенно высокие темпы роста спроса. В Уфе интерес к покупке парковочных мест вырос более чем в два раза при скромном росте предложения всего на 6%. Аналогичная картина в Волгограде: спрос удвоился, а количество доступных мест даже сократилось на 2%. В столичных городах дисбаланс ещё заметнее: в Москве спрос вырос на 52% против 16% роста предложения, а в Санкт-Петербурге — 26% против 5% соответственно.
Татьяна Подкидышева, генеральный директор супермаркета недвижимости NDV, констатирует, что в Москве в третьем квартале 2023 года было продано 3,1 тыс. парковочных мест, что в три раза превышает показатель прошлого года. При этом цена за квадратный метр выросла на 57,4%, достигнув 142,8 тыс. рублей. Руслан Сырцов, генеральный директор «Метриума», добавляет, что объём предложения на первичном рынке Москвы при этом сократился на 10%.
Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.
Динамика спроса и стоимости машиномест в России за год на октябрь 2023 года
| Город | Динамика спроса за год (%) | Средняя стоимость (млн руб.) | Изменение цен в течение года (%) |
|---|---|---|---|
| Воронеж | 26 | 0,69 | 6 |
| Екатеринбург | 82 | 0,69 | 15 |
| Казань | 74 | 0,65 | 0 |
| Калининград | 5 | 0,65 | -7 |
| Краснодар | 68 | 0,55 | -8 |
| Красноярск | 16 | 1.3 | 34 |
| Москва | 52 | 1.15 | -12 |
| Нижний Новгород | 60 | 1.05 | -12 |
| Новосибирск | 44 | 0,7 | 0 |
| Ростов-на-Дону | 78 | 1.05 | 11 |
| Санкт-Петербург | 26 | 0,8 | 7 |
| Севастополь | -27 | 0,9 | -10 |
| Сочи | 32 | 1,7 | -11 |
| По всей России | 39 | 0,8 | 0 |
Источник: Авито Недвижимость
Причины ажиотажа и инвестиционная привлекательность
Эксперты выделяют несколько ключевых причин роста спроса. Во-первых, изменилось соотношение стоимости автомобиля и парковочного места. Как отмечает Денис Бобков, если раньше покупка места за 2 млн рублей для машины аналогичной стоимости казалась нелогичной, то сейчас цены на новые автомобили достигают 4 млн рублей, что делает инвестицию в место для хранения более оправданной. Во-вторых, как считает Ольга Гусева из Asterus Key Capital, интерес во многом вынужденный и связан с активным распространением зон платных парковок.
Однако Татьяна Полиди, вице-президент фонда «Институт экономики города», настаивает, что основным драйвером является демографический фактор и высокая плотность застройки, вынуждающая искать гарантированные места для автомобилей. Несмотря на то, что градостроительные нормы обязывают застройщиков создавать парковки, этот вопрос остаётся предметом споров, так как для девелоперов паркинги — это малодоходная нагрузка.
Параллельно формируется и инвестиционный спрос: парковочные места покупают для последующей перепродажи или сдачи в аренду. Спрос на аренду в России за год вырос на 42%, а в Москве — на 57%. Однако, как предупреждает Денис Бобков, срок окупаемости таких инвестиций может достигать 15 лет. Татьяна Полиди уверена, что стоимость владения автомобилем для россиян будет расти, но это вряд ли приведёт к массовому отказу от личного транспорта.
Александра Мерцалова
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Увеличение плотности застройки и расширение зон платной парковки вынуждают жителей крупных городов России чаще задумываться о покупке мест в паркингах.


