
27 октября 2023 года под руководством вице-премьера Александра Новака состоялось плановое совещание Правительства Российской Федерации, посвященное мониторингу ситуации с ценами на автомобильное топливо на внутреннем рынке.
Предпосылки и ранее принятые меры
Как отмечалось в ходе обсуждения, текущая ситуация является результатом комплекса ранее введенных регуляторных мер. Ключевым шагом стало Постановление Правительства РФ № 1537 от 21 сентября 2023 года, которым были установлены временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. Основная цель данного решения — обеспечить стабильность и доступность топлива для отечественных потребителей.
Для усиления эффекта правительством был реализован пакет дополнительных экстренных мер, включающий:
- Отмену технических изменений, касающихся лючка топливного бака, которые вступили в силу 1 сентября 2023 года.
- Введение защитных пошлин на экспорт топлива для дилеров. Важно отметить, что эти пошлины сохранят свое действие даже после отмены временного экспортного запрета.
- Увеличение обязательной доли поставок топлива на биржу со стороны нефтяных компаний для повышения прозрачности ценообразования.
Для оперативного реагирования на рыночную динамику было принято решение проводить профильные совещания дважды в неделю.
Итоги совещания 27 октября
В заседании, прошедшем 27 октября, приняли участие руководители нефтяных компаний, а также представители Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Министерства сельского хозяйства.
Участники совещания констатировали положительную динамику: цены на топливо на автозаправочных станциях и в мелкооптовом сегменте демонстрируют стабилизацию. Особо была отмечена ситуация с поставками для сельхозпроизводителей — наценка посредников при продаже топлива аграриям сократилась практически в два раза. Цены в мелкооптовом сегменте продолжают снижаться, следуя за тенденциями на фондовом рынке.
Обратите внимание: Одной объективной и серьёзной причины нет, а вот игра на ситуации есть.
Поручения и задачи на ближайшую перспективу
Александр Новак дал ряд поручений для закрепления достигнутых результатов. Нефтяным компаниям было указано нарастить объемы производства зимнего дизельного топлива, чтобы полностью удовлетворить спрос внутреннего рынка в преддверии холодного сезона.
Отдельное внимание было уделено вопросу ценового паритета. Вице-премьер подчеркнул необходимость выравнивания разницы в стоимости между АЗС крупных вертикально интегрированных компаний и независимыми заправочными станциями до рыночно обоснованного уровня.
«Средняя цена дизельного топлива по стране сейчас находится на отметке около 63 рублей за литр. Однако мы видим случаи, когда на некоторых АЗС цены существенно завышены под предлогом продажи исключительно брендированного топлива — так называемого «экто» или «евро» дизеля. Такая практика недопустима. Потребитель должен иметь реальный выбор: приобретать базовое топливо по стандартной цене или платить больше за топливо с улучшенными характеристиками», — заявил Александр Новак.
Контроль со стороны ФАС
Представитель Федеральной антимонопольной службы сообщил о проведении проверок в отношении возможных нарушений антимонопольного законодательства. В частности, в фокусе внимания оказалась деятельность одной из АЗС в Новосибирске, которая, по данным ФАС, незаконно использует чужой товарный знак. Соглашение на использование бренда истекло еще в марте 2023 года, однако владельцы бизнеса продолжают его эксплуатацию, одновременно предлагая только брендовое топливо по завышенным ценам. В службе заверили, что подобные нарушения будут пресекаться в установленном порядке.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 27 октября 2023 года прошло очередное совещание Правительства РФ по ситуации с ценами на топливо.

