Чарльз Кеттеринг, легендарный изобретатель, подаривший миру электростартер и этилированный бензин, известен не только триумфами. Одна из его амбициозных разработок — двигатель с воздушным (или «медным») охлаждением для Chevrolet серии M 1923 года — стала громким провалом, напоминающим, что даже величайшие умы не застрахованы от ошибок.
Теоретически идеальная конструкция
Идея Кеттеринга была проста и экономически привлекательна: заменить сложную систему жидкостного охлаждения с радиатором и помпой на более простую и дешевую воздушную. Для этого к чугунному блоку цилиндров рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 2.2 литра приваривались медные П-образные ребра. Медь, обладающая отличной теплопроводностью, должна была эффективно отводить тепло. На бумаге это выглядело как прорыв, сулящий огромную экономию в массовом производстве.
Хотя сама технология воздушного охлаждения не была новинкой, Chevrolet планировал стать первым, кто внедрит ее в таком масштабе. Двигатель, развивавший 22 лошадиные силы, казался вполне современным и подходящим для бюджетного автомобиля той эпохи.
Гордыня, предшествующая падению
Несмотря на двухлетнюю разработку, двигатель так и не был доведен до совершенства — в ходе испытаний постоянно возникали проблемы. Однако авторитет Кеттеринга сыграл злую шутку. Уверенный в своем детище, он поставил ультиматум руководству General Motors: либо запускать автомобиль в серию, либо закрывать проект полностью. Руководство, не желая ссориться со знаменитым инженером и соблазненное потенциальной экономией, дало добро.
Обратите внимание: Мечты сбываются. Новый Роллс-Ройс за 50 тысяч долларов..
Стремительный крах на практике
Презентация Chevrolet M на Нью-Йоркском автосалоне в январе 1923 года прошла с большим энтузиазмом. В компании даже задумывались о том, как скоро новая технология полностью вытеснит традиционное жидкостное охлаждение. Однако реальная эксплуатация быстро расставила все по местам.
Теория разбилась о суровую практику: двигатель с медными ребрами охлаждался крайне неравномерно и неэффективно. В жару он мгновенно перегревался, что приводило к детонации, потере мощности и постоянным поломкам. Для владельцев это обернулось сущим кошмаром, а для Chevrolet — масштабным скандалом.
Быстрое признание ошибки и ее последствия
Производство «медного» Chevrolet было экстренно остановлено всего через пять месяцев после старта. За это время успели собрать 759 автомобилей, но до конечных покупателей добрались лишь около сотни. Компания пошла на беспрецедентный шаг, выкупив все проданные машины обратно и вернув клиентам деньги, пытаясь сгладить репутационный ущерб.
Эта история надолго осталась темным пятном в истории Chevrolet. Лишь скандал с Corvette в 196-х годах смог сравниться по масштабу провала с авантюрой Кеттеринга. Этот эпизод наглядно показывает, что путь инноваций усыпан не только победами, но и громкими неудачами, которые случаются даже у гениев.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Даже у гениев бывают черные дни.

