Специалисты службы аварийных комиссаров в интервью chel.aif.ru поделились своим профессиональным взглядом на причины дорожно-транспортных происшествий. Они рассказали о типичных нарушениях, которые приводят к столкновениям, объяснили назначение новой дорожной разметки и обсудили факторы, влияющие на общую аварийность на дорогах.
Конфликт на перекрестке: «Оба ехали на зелёный»
По словам директора службы Павла Кошкина, одна из самых распространенных ситуаций, приводящих к аварии, — это попытка водителей «проскочить» перекресток на мигающий желтый сигнал светофора. «Один водитель, пытаясь успеть, не успевает завершить маневр, а другой, видя свой зеленый, резко стартует. В итоге происходит столкновение, и оба участника уверяют, что двигались на разрешающий сигнал», — поясняет эксперт. Он отмечает, что такие случаи далеко не редкость.
Кроме того, аварийность часто носит локальный характер. В некоторых районах могут наблюдаться всплески ДТП из-за специфических условий: повышенной скользкости покрытия, ослепляющего солнца в определенные часы или сложного рельефа местности.





Интересно, что опасными являются не только зимние условия. «Аварийность повышается не только в снегопады и гололёд, но и в сильную жару, — подчеркивает комиссар. — Например, десять лет назад в июне количество ДТП было сопоставимо с предновогодними днями. Высокая температура влияет и на состояние водителей, и на технику: в жару тормозная система испытывает повышенные нагрузки, особенно на старых автомобилях».
Проблемные узлы и «вафельница»
На вопрос о самых аварийных перекрестках Челябинска эксперт дает однозначный ответ: проблемными можно считать все перекрестки с интенсивным движением. «Любой узловой перекресток, где пересекаются большие транспортные потоки, потенциально опасен, — считает Павел Кошкин. — Риск возрастает там, где появляются новые знаки, разметка или ведутся дорожные работы. Хотя водители стали более подготовленными, часто просматривая маршрут онлайн, ГИБДД оперативно выставляет регулировщиков на проблемных участках, особенно при поломке светофоров».
Для борьбы с заторами на широких перекрестках внедряется новая разметка — так называемая «вафельница» (желтые ромбы). Ее задача — предотвратить блокировку перекрестка.
«Ситуация стандартна: водители выезжают на зеленый, но за перекрестком — пробка. Когда загорается красный, они останавливаются прямо на пересечении, блокируя движение другим потокам, — объясняет замдиректора службы Константин Кошкин. — Вафельная разметка запрещает выезд на перекресток, если за ним образовался затор. На этой разметке нельзя стоять дольше 5 секунд, иначе — штраф 1000 рублей. Пока водители привыкают к нововведению, и остается вопрос видимости разметки в зимний период».
Главный враг внимания: смартфон за рулем
Эксперты единодушно называют одной из ключевых скрытых причин аварий использование телефона за рулем. Если автомобиль движется неровно, медленнее потока или не держит ряд, высока вероятность, что водитель отвлечен на гаджет.
«Люди пытаются совместить вождение с общением в мессенджерах или соцсетях, — сетует Константин Кошкин. — Это крайне опасно. При этом виновник ДТП почти никогда не признается, что отвлекался на телефон. У меня вопрос к владельцам машин с системой Hands free: зачем держать телефон в руках, если можно говорить без этого? Конечно, даже разговор по громкой связи отвлекает, но хотя бы обе руки водителя остаются на руле для маневра».
По статистике службы, около 70% нарушителей признают свою вину при оформлении ДТП, что подтверждается большим числом европротоколов (их нельзя оформить без согласия сторон). Еще 15% — это спорные ситуации, и оставшиеся 15% — упрямые участники, которые отказываются признавать вину, хотя часто понимают ее.





Отмечается, что в последнее время уровень агрессии на дорогах снизился. «Ситуация на дороге отражает общую культуру в городе. Челябинск в этом плане выглядит неплохо. Люди научились договариваться по европротоколу без лишних эмоций, — рассуждает Павел Кошкин. — Конечно, бывают и «разборки», обычно это те самые 15% несговорчивых участников, которые недовольны всем, даже будучи потерпевшими».
Обратите внимание: Что чувствует водитель при аварии на скорости 400 км/ч.
Таксисты, медлительные водители и автоподставщики
Частыми участниками ДТП остаются таксисты и водители маршруток, но эксперты связывают это в первую очередь с их огромным пробегом. «У них пробег за три месяца может достигать 100 тысяч километров. Чем больше времени на дороге, тем выше вероятность попасть в неприятность по теории вероятности, — объясняет комиссар. — Сказывается и усталость, и желание больше заработать, что иногда приводит к «лихачеству». Однако виновность в ДТП делится примерно поровну: не всегда виноваты именно они».
Парадоксально, но источником опасности может стать и излишняя медлительность. «Если в потоке все едут 80 км/ч, а кто-то в среднем ряду упорно держит 50 км/ч, он формально не нарушает, но создает помеху и провоцирует других на опасные маневры, — говорит Константин Кошкин. — То же самое со старыми автомобилями: владелец едет осторожно, машина может неожиданно заглохнуть, другие начинают ее объезжать — и вот уже ДТП. Сам «автоветеран» не пострадал, но стал причиной аварии».




Фото: АГН «Москва» Отдельная проблема — автоподставщики. Их делят на профессионалов, которые тщательно планируют ДТП, и любителей, которые провоцируют аварии, чтобы вписать в них уже имеющиеся повреждения своей машины. Цель у всех одна — незаконная нажива.
«Чем больше видеокамер на дорогах, тем меньше шансов у мошенников, — отмечает комиссар. — На снижение аварийности повлиял целый комплекс мер: камеры, расширение дорог, новые режимы светофоров. Но есть и неочевидный фактор — общее снижение трафика после 2020 года. Многие перешли на удаленную работу, стали меньше ездить, некоторые продали автомобили. Пробки остались, но они стали менее интенсивными».
Собеседники подчеркивают, что их мнение является субъективным и может не совпадать с точкой зрения других экспертов, сотрудников ГИБДД или страховых компаний.
Наталья Зверева
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Все автомобильные аварии — результат несоблюдения правил.
