Правительство России, как стало известно, поручило Министерству промышленности и торговли пересмотреть и ужесточить нормативы для автокресел и детских удерживающих устройств. Это решение связано с тревожной статистикой роста числа аварий с участием детей. Основной проблемой эксперты называют популярность дешевых, но опасных заменителей — адаптеров и корректоров ремней безопасности, которые не обеспечивают должной защиты. В ответ на это депутаты Государственной Думы совместно с ГИБДД готовят поправки в ПДД, которые полностью запретят использование подобных устройств под угрозой штрафа.
Поручение правительства и текущая ситуация
Вице-премьер, глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Марат Хуснуллин дал поручение Минпромторгу. До 15 ноября ведомство должно представить предложения по ужесточению требований как к самим детским удерживающим устройствам (ДУУ), так и к различным переходникам для ремней безопасности. В министерстве подтвердили, что вопрос находится в работе.

Согласно действующим Правилам дорожного движения, перевозка детей младше семи лет возможна только с использованием специальных ДУУ. Для детей от 7 до 11 лет допускается использование штатных ремней безопасности, но только если рост и вес ребенка это позволяют. Нарушение этих правил влечет за собой штраф в размере 3000 рублей. Однако, по данным ГИБДД, только за первые девять месяцев года в России произошло 13,5 тысяч ДТП с пострадавшими детьми до 16 лет. В 910 из этих аварий дети либо не были пристегнуты вовсе, либо находились в автомобиле без автокресла.
Опасные заменители: адаптеры и бескаркасные кресла
Как пояснил руководитель научно-исследовательского центра испытаний ФГУП НАМИ Денис Загарин, главную угрозу представляют так называемые адаптеры (треугольники) и корректоры ремней. Эти устройства, представляющие собой тканевые накладки, стоят всего 200–500 рублей, что в разы дешевле сертифицированных автокресел, и этим привлекают покупателей. Однако в случае аварии ребенок может просто выскользнуть из-под такого адаптера или получить тяжелые травмы, так как ремень, неправильно расположенный, может пройти через шею или живот.
Не менее опасны и бескаркасные автокресла, которые представляют собой тканевый рюкзак с собственными ремнями, крепящийся к штатному ремню автомобиля. Стоимость таких устройств составляет около 800–900 рублей. Специалисты НАМИ предупреждают, что в серьезной аварии они также не смогут удержать ребенка и предотвратить травмы.
Обратите внимание: Ferrari готовится к соперничеству с Tesla.
Борьба с нелегальной продажей и законодательные инициативы
Эксперты настаивают на полном запрете оборота этой опасной продукции. Роскачество совместно с Росаккредитацией ведет постоянную борьбу с продажей подобных устройств, информируя граждан об их опасности. В 2023 году были направлены предупреждения ритейлерам, что привело к закрытию многих карточек товаров и штрафам для некоторых магазинов.
Тем не менее, как отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи Татьяна Буцкая, адаптеры и бескаркасные кресла практически исчезли из офлайн-магазинов, но остаются широко доступными на маркетплейсах. Журналисты обнаружили десятки активных объявлений о продаже такой продукции на площадках Wildberries и Ozon. В Ozon заявили, что запрещают продажу подобных товаров, но некоторые продавцы пытаются обойти систему модерации, меняя категорию или название товара. Wildberries пообещали оперативно снимать с продажи устройства, если продавцы не предоставят документы, подтверждающие их безопасность.

В Росстандарте считают, что для эффективной борьбы необходимо внедрить инструменты цифровизации и искусственного интеллекта для автоматического выявления и блокировки новых страниц с опасными «суррогатами». Также в ведомстве выступают за ужесточение регулирования интернет-торговли и повышение ответственности самих торговых площадок. В качестве успешного примера приводят опыт борьбы с некачественным топливом с помощью «оборотных штрафов».
Татьяна Буцкая предлагает законодательно обязать интернет-магазины, продающие товары для детей, размещать в карточке товара ссылку на сертификат или декларацию соответствия. По ее мнению, это позволит покупателям сразу видеть, что опасные адаптеры не имеют необходимых документов. Параллельно ведется работа с ГИБДД над изменениями в ПДД, которые должны четче прописать запрет на использование любых переходников и «треугольников».
Проблема сертификации и контроль на дорогах
Существует и проблема с сертификацией. Как поясняет Денис Загарин, некоторые производители умудряются получать сертификаты, приравнивающие адаптеры к автокреслам. Водители используют эти документы как доказательство законности перевозки ребенка. Росстандарт сообщает, что такие сертификаты отзываются, но производители быстро получают новые, часто в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Даже при ужесточении законодательства ключевым остается вопрос контроля. Как отмечает главный редактор программы «Главная дорога» Илья Скрябин, специальных рейдов по проверке автокресел проводится недостаточно. Эксперт подчеркивает необходимость масштабной социальной кампании, которая бы доходчиво объясняла родителям опасность использования адаптеров и важность замены автокресла после любой аварии.
Иван Буранов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Белый дом готовится ужесточить требования к детским удерживающим устройствам.

