Белый дом готовится ужесточить требования к детским удерживающим устройствам

Правительство, как выяснил "Ъ", поручило Минпромторгу ужесточить требования к автокреслам и "детским удерживающим устройствам" на фоне роста числа аварий, в которых пострадали дети. Но цена суррогатных устройств – корректоров и адаптеров ремней безопасности – существенно ниже сертифицированных аналогов, что и привлекает покупателей. Депутаты Госдумы совместно с ГИБДД уже работают над изменениями в правилах дорожного движения, исключающими возможность использования подменных автокресел под угрозой штрафа.

До 15 ноября Минторгпром проработает предложения по ужесточению требований к «детским удерживающим устройствам», а также к корректорам (переходникам) ремней к ним. Такое поручение дал глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, вице-премьер Марат Хуснуллин. Это подтвердил "Ъ" представитель господина Хуснуллина. В Минпромторге "Ъ" сообщили, что вопрос "расследуется».

Правила дорожного движения, напомним, обязывают ребенка до семи лет перевозить в автомобиле в «детском удерживающем устройстве» (ДДУ). Детей от 7 до 11 лет можно перевозить стандартными ремнями безопасности, если это позволяет рост и вес пассажира. Нарушение правил карается штрафом в размере 3 тысяч рублей. По данным ГИБДД, в январе-сентябре в России произошло 13,5 тыс. ДТП (+10% к аналогичному периоду прошлого года) с пострадавшими в возрасте до 16 лет, из них в 910 ДТП дети не были пристегнуты ремнями безопасности или были езда без автокресла.

Как пояснил "Ъ" руководитель научно-исследовательского центра испытаний и разработки автомобилей ФГУП НАМИ Денис Загарин, основная проблема заключается в различных "корректорах и адаптерах" ремней безопасности (обычно это треугольная накладка из ткани с застежкой).

Стоят они на порядок дешевле автокресел (200−500 рублей), что привлекает покупателей. «Во время аварии ребенок выскальзывает из-под адаптера или получает травму. Ремень должен проходить строго вдоль ключиц, а не через живот или шею", — пояснил "Ъ" Загарин. Не меньшую угрозу представляют так называемые бескаркасные автокресла (стоимостью 800-900 рублей).

Обратите внимание: Ferrari готовится к соперничеству с Tesla.

Это тканевый рюкзак, который крепится к штатному ремню безопасности (ребенок в нем пристегивается отдельными ремнями). Эти устройства также не смогут удержать ребенка в случае серьезной аварии, отмечают в НАМИ.

Эту продукцию необходимо снять с продажи, настаивает Денис Загарин. Его позицию поддерживает и Роскачество: «При участии Росаккредитации, а также ряда организаций и ассоциаций мы постоянно боремся с продажей подобных устройств, а также информируем россиян, что заменители средств защиты детей опасны». В 2023 году Роскачество совместно с ритейлерами и Росстандартом направило продавцам серию предупреждений: торговые площадки закрыли карточки товаров, Росстандарт оштрафовал некоторые магазины.

Переходники и "треугольники" практически исключены из офлайн-торговли, но они по-прежнему присутствуют в Интернете, рассказала "Ъ" первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.

Так, вчера "Ъ" обнаружил на торговых площадках несколько десятков активных объявлений о продаже адаптеров и бескаркасных автокресел, в том числе в Wildberry и Ozon. В пресс-службе Ozon заверили "Ъ", что запрещают их продажу. "Прежде чем публиковать карточки, мы проверяем товары автоматически и вручную; некоторые продавцы могут нарушать правила сайта и пытаться обойти систему модерации, например, относить автотовар в другую категорию или вводить другое название", - заявил он пояснила компания. «Мы находим такие товары и прячем их в ручном режиме».

В Роскачестве подтверждают, что устройства поступают на рынок под разными названиями: найденные вчера адаптеры продавались как «корпуса» и «заглушки». В пресс-службе Wildberry заверили "Ъ", что они "немедленно" снимут с продажи адаптеры и подобные устройства, если продавцы не предоставят "подтверждающие документы о безопасности продукции". В компании добавили, что поддерживают инициативу правительства и соблюдение требований безопасности к детским удерживающим системам.

Необходимо внедрить инструменты "цифровизации и искусственного интеллекта", которые предотвратят создание новых страниц на маркетплейсах с "суррогатами" систем ухода за детьми, рассказали "Ъ" в Росстандарте. - Значительная часть нелегальной торговли опасными грузами для перевозки детей на автомобиле идет через торговые площадки, поэтому также необходимо говорить о необходимости регулирования интернет-торговли и усиления ответственности торговых площадок, считают в ведомстве. - Так называемые «оборотные штрафы» эффективны в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение обращения опасной продукции на рынке. Введение данных штрафов на топливном рынке в сочетании с регулярными проверками позволило снизить оборот некачественного топлива с 20% до 4,9% в 2021 году с 2015 года».

Татьяна Буцкая предлагает законопроект, обязывающий интернет-магазины товаров для детей предоставлять ссылку на сертификаты или декларацию о соответствии требованиям безопасности.

"Все эти псевдокресла не смогут получить сертификат, рядом должно быть предупреждение о том, что товар не предназначен для детей", - пояснила она "Ъ". «Также мы работаем с ГИБДД над внесением изменений в правила дорожного движения, чтобы еще чётче прописать запрет на использование переходников и треугольников». До 2018 года, напоминаем, ПДД допускали «другие средства» (то есть те же адаптеры) для перевозки детей вместо детских удерживающих систем (то есть тех же адаптеров), затем эту лазейку убрали.Производители, поясняет Денис Загарин, удается получить сертификаты, придающие адаптерам статус автокресла: водители предъявляют эти документы в ГИБДД как доказательство того, что ребенка якобы перевозят по правилам.

Сертификаты отзывают, но производители получают новые, зачастую в странах ЕАЭС, сообщили "Ъ" в Росстандарте. "По требованию Росстандарта органы государственного контроля (надзора) государств-членов ЕАЭС аннулируют действие таких сертификатов, однако это не препятствует быстрому появлению новых сертификатов, выданных с нарушением технических регламентов", - пояснили в ведомстве. «Нужно найти достаточно правильный термин, чтобы производители «заплаток» не могли обойти правила», — говорит Татьяна Буцкая. «Тогда нарушители наверняка будут оштрафованы, если попытаются использовать такой адаптер».

Применение санкций в любом случае остается задачей проверяющих, напоминает главный редактор программы "Главная дорога на НТВ" Илья Скрябин; сейчас их на дорогах мало: «Чтобы попасть на рейд для проверки автокресел, надо еще постараться». Эксперт считает, что необходимо провести мощную социальную кампанию, разъясняя населению, что нельзя использовать адаптеры и корректоры, а автокресла лучше заменять на новые после каждой аварии.

Иван Буранов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Белый дом готовится ужесточить требования к детским удерживающим устройствам.