Почему новые зимние липучки опасны: важность правильной обкатки шин

Эксплуатация зимних шин сопряжена с рядом нюансов, которые напрямую влияют на безопасность. Эти покрышки созданы для суровых условий, и даже незначительное ухудшение их сцепных свойств может привести к критическим последствиям на обледенелой дороге или укатанном снегу.

Нередко водители сталкиваются с неожиданными заносами там, где раньше автомобиль вел себя уверенно. Особенно часто подобные инциденты происходят с новыми, только что приобретенными шинами. Излишне доверяя заявленным характеристикам и ощущая хорошую курсовую устойчивость, автомобилисты иногда превышают скорость, что заканчивается вылетом в кювет.

Парадокс: новые шины хуже старых

В начальный период использования как шипованные, так и нешипованные (фрикционные) зимние шины демонстрируют поведение, далекое от заявленных в техническом паспорте характеристик. Их сцепление с дорогой оказывается ниже ожидаемого, что и становится причиной многих аварийных ситуаций.

Тормозной путь увеличивается, вынуждая водителя ограничивать скорость и быть крайне осторожным в маневрах. Любопытно, что в идентичных условиях старая, бывшая в употреблении 2–3 года зимняя резина часто ведет себя предсказуемее и надежнее, чем абсолютно новая. Производители объясняют это тем, что фрикционные шины выходят на расчетные, заложенные инженерами показатели только после нескольких недель активной езды.

Такая особенность обусловлена самими технологиями производства покрышек. Поэтому новую «липучку», как и новый автомобиль, необходимо правильно обкатать.

Зачем нужна обкатка зимних шин

Процесс обкатки предполагает определенные режимы движения, в ходе которых с поверхности нешипованных фрикционных шин стирается верхний слой резины. Дело в том, что при заводском производстве горячая резиновая смесь, формирующая протектор, создает в поверхностных слоях неоднородности. В них могут содержаться технологические примеси, шлак и оксиды. Чтобы открыть доступ к основной рабочей поверхности резины с оптимальными химическими свойствами, этот слой необходимо удалить.

Кроме того, на внешней стороне протектора, который вулканизируется к каркасу шины, присутствуют различные защитные составы и загрязнения. Этот защитный слой предотвращает загрязнение и деформацию ламелей (мелких прорезей), а также склеивание или пересыхание шин при длительном хранении на складе.

Однако при начале эксплуатации эта пропитка, заполняющая поры протектора, ухудшает его сцепные свойства. Поэтому ее также требуется «стереть».

Обратите внимание: Кроссовер Ford Edge впервые обзавёлся версией ST.

Важно, чтобы этот процесс происходил во время движения по асфальту с хорошим сцеплением.

Шипованные шины тоже требуют обкатки, но для другой цели – чтобы надежно зафиксировать шипы в своих гнездах. Ни одно производственное оборудование не может гарантировать абсолютно одинаковую глубину посадки каждого шипа. Под нагрузками во время движения резина окончательно обжимает шипы, иначе при резком торможении они могут просто вылететь из своих посадочных мест.

Как правильно проводить обкатку

Специалисты рекомендуют обкатывать зимние шины (и шипованные, и нешипованные) до наступления устойчивых морозов. Идеальное время – осень, когда дневная температура стабильно держится не выше +7 °C.

Желательно передвигаться преимущественно по сухому асфальту и избегать поездок в сильный дождь или снегопад.

При этом движение по грунтовым, гравийным дорогам или проселкам не запрещено. Наоборот, мелкие абразивные частицы вроде песка и камней эффективно помогают удалить верхний слой резины.

Стиль вождения может быть обычным, главное условие – отсутствие снежного или ледяного покрова на дороге. Если же водитель все же попал на заснеженный или обледенелый участок, максимальную скорость лучше ограничить 70 км/ч и строго соблюдать увеличенную дистанцию. Необкатанная «липучка» на таком покрытии ведет себя практически так же непредсказуемо, как летняя резина.

Средний срок обкатки составляет около двух недель или 200–300 километров пробега. После этого зимние шины выходят на свои номинальные, паспортные характеристики.

Сильные и слабые стороны фрикционных шин

Главное преимущество «липучек» – особо мягкая резиновая смесь. Она отлично адаптируется к колебаниям температуры, сохраняя эластичность даже в холод. Испытания подтверждают, что при морозах до -25 °C фрикционные шины остаются менее жесткими, чем их шипованные аналоги.

Принцип работы таких покрышек основан на ламелях – многочисленных тонких прорезях в протекторе (от слова «ламелла»). Большое количество этих ламелей создает множество микроскопических режущих кромок, которые и обеспечивают дополнительное сцепление на снегу и мокрой поверхности.

Фрикционные шины отлично проявляют себя в межсезонье и при околонулевых температурах. Они эффективнее тормозят на сухом и мокром асфальте, независимо от температуры, так как у них нет жестких шипов, ухудшающих контакт с твердым покрытием. Неслучайно «липучки» часто выбирают для спортивных автомобилей.

Однако их главный и самый опасный враг – гладкий лед или ледяная корка, покрытая водой (так называемая «мокрая ледяная дорожка»). Ламели в таких условиях быстро забиваются водой и снежной кашей, из-за чего коэффициент сцепления резко падает.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Зимние нешипованные шины требуют особых условий эксплуатации, в особенности в первые две недели после покупки.