Помимо очевидных проколов, шины автомобиля подвержены скрытым повреждениям, которые водитель может не заметить при беглом осмотре. Например, во время дорожных работ на трассу могут попасть крупные куски асфальта с острыми краями, способные повредить каркас покрышки. Ещё одна коварная проблема — так называемая «грыжа» или вздутие на боковине, которое часто возникает из-за производственного дефекта и долгое время остаётся незаметным.
Подобные скрытые дефекты напрямую влияют на безопасность, снижая надёжность управления автомобилем. Как же вовремя обнаружить такую «невидимую» грыжу и к каким последствиям для машины и водителя она может привести?
Почему появляются вздутия на шинах?
Одна из причин — заводской брак. В радиальных шинах с однослойным каркасом может произойти расслоение или расхождение кордовых нитей. Даже несильный удар по ослабленному участку приводит к тому, что резина продавливается через армирующий слой, образуя характерные выпуклости, часто симметричные с обеих сторон колеса.





Иногда дефект проявляется сразу после монтажа новой шины, когда её накачивают. Малейшая неровность, бугорок или вмятина на гладкой боковой поверхности — это уже повод насторожиться. Такой признак часто указывает на брак, и колесо лучше заменить по гарантии.
Но бывают и действительно скрытые дефекты. Например, из-за микроскопического пузырька воздуха, оставшегося между слоями резины и корда в процессе производства. Со временем, под давлением и от нагрузки, этот воздух начинает мигрировать, создавая полость и выпирая резину наружу, образуя грыжу.
Повседневные привычки водителя тоже вносят свой вклад. Частая парковка впритирку к бордюру, особенно с наездом и трением боковины, создаёт микротрещины и порезы. Эти повреждения ослабляют каркас и со временем могут стать очагом для образования крупного вздутия.
Критически важно поддерживать правильное давление в шинах. Сильное отклонение от нормы (как в меньшую, так и в большую сторону) приводит к перегрузке корда, его перегреву и разрушению. Такие повреждения часто зарождаются внутри, оставаясь невидимыми, пока шина не выйдет из строя.
Особенно опасны вздутия, образующиеся под протектором — их практически невозможно обнаружить без специальной проверки.

Методы диагностики: как найти скрытую грыжу?
На ранней стадии о проблеме могут сигнализировать изменения в поведении автомобиля. Если под протектором формируется вздутие, то на очень низких скоростях (5-10 км/ч) может ощущаться лёгкая раскачка кузова и слабая вибрация.
Обратите внимание: Опытные водители, часто вынужденные ездить по грязи и бездорожью, всегда смазывают колесные болты.
При открытом окне иногда можно услышать лёгкие хлопки или постукивания. При разгоне до 60 км/ч вибрация часто передаётся на рулевое колесо.Интересно, что на ещё более высоких скоростях вибрация может временно уменьшиться или исчезнуть, создавая ложное ощущение исправности.
Боковые грыжи, особенно небольшие, часто не влияют на балансировку и потому долго не выдают себя. Проблемы начинаются, когда вздутие становится большим и серьёзно смещает центр массы. Для точной диагностики необходимо поднять автомобиль на подъёмнике или домкрате, раскрутить колесо вручную и тщательно осмотреть всю поверхность шины с обеих сторон.
В редких случаях вздутие может образоваться даже в области вентиля (соска). Это происходит, если при сильном ударе энергия деформирует внутренние слои резины вокруг штока. Ездить с такой грыжей категорически нельзя — она может лопнуть в любой момент, приведя к мгновенной потере давления.
Последствия езды на повреждённой шине
Наличие грыжи нарушает балансировку колеса. Постоянная, даже небольшая вибрация ускоряет износ критически важных элементов подвески: шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг и ШРУСов. Фактически, вы рискуете целым комплексом дорогостоящих деталей ради одной повреждённой покрышки.
Если игнорировать проблему, повреждение будет прогрессировать. Под постоянным давлением сжатого воздуха ослабленная область будет растягиваться, и «шишка» станет увеличиваться в размерах с каждым километром.

Разрыв грыжи в движении — это чрезвычайная ситуация. Управляемость автомобиля резко ухудшается, машину может начать бросать из стороны в сторону, что на многополосной трассе (например, на МКАД) создаёт прямую угрозу жизни. Водителю придётся бороться с управлением, экстренно снижать скорость и искать место для остановки в интенсивном потоке, что многократно повышает риск ДТП. Эффективность торможения со спущенным колесом также резко падает.
Важно помнить, что эксплуатация автомобиля с такими повреждениями шин прямо запрещена. Согласно пункту 5.2 «Перечня неисправностей» ПДД, запрещается движение, если на шинах есть внешние повреждения (проколы, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также при расслоении каркаса или отслоении протектора. Нарушителю грозит штраф в 500 рублей, но реальная цена — безопасность всех участников движения.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Повреждения шин не всегда заметны водителю.

