Skoda возвращается через Казахстан: новая схема поставок в Россию

Чешский автопроизводитель Skoda, принадлежащий концерну Volkswagen, объявил о возвращении на рынок Казахстана с 2024 года. Планируется организовать промышленную сборку популярных моделей — Octavia, Kodiaq, Karoq и Kamiq — на заводе компании Allur в городе Костанай. По мнению ряда экспертов, это открывает путь для поставок данных автомобилей в Россию через механизм параллельного импорта.

Возвращение бренда и новые мощности

После трёхлетнего перерыва, вызванного банкротством прежнего партнёра, Skoda возобновляет деятельность в Казахстане. Согласно подписанному соглашению, автомобили будут собираться из машинокомплектов, произведённых на заводах в Чехии (Млада-Болеслав и Квасины). В планах компании — развернуть сеть из 15 дилерских центров в крупных городах и занять около 5% казахстанского рынка в период с 2024 по 2028 год.

Для российских потребителей марка Skoda хорошо знакома — до 2022 года её модели собирались на заводе Volkswagen в Нижнем Новгороде. Новое производство в Костанае, мощность которого оценивается в 125 тысяч автомобилей в год, формально ориентировано только на внутренний рынок Казахстана с продажами исключительно резидентам.

Эксперты видят перспективу для России

Однако независимый автомобильный консультант Сергей Бургазлиев считает, что реальной целью проекта может быть именно экспорт в Россию. Он полагает, что инвестиции в крупноузловую сборку в другой стране экономически оправданы только при объёмах от 30 тысяч машин в год, чего казахстанский рынок самостоятельно не обеспечит.

Обратите внимание: Skoda анонсировала премьеру обновленной Fabia.

Ключевым преимуществом является статус продукции. Автомобили, собранные в Казахстане, будут считаться товарами, произведёнными на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это позволит ввозить их в Россию без уплаты таможенных пошлин, по аналогии с белорусской сборкой Geely. Если модели Skoda включены в разрешённый для параллельного импорта перечень Минпромторга, их легальный ввоз становится технически возможным.

Правовые риски и альтернативные рынки

«Похоже, Volkswagen нашёл способ производить автомобили на территории ЕАЭС и экспортировать их в Россию, обходя санкции ЕС, которые запрещают прямой импорт», — поясняет Бургазлиев. Однако существуют юридические риски: Евросоюз может предъявить претензии Volkswagen как владельцу бренда, а США — ввести санкции, что критично для концерна, для которого рынок Северной Америки является вторым по важности после китайского.

Партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто также допускает поставки в РФ, но считает, что они могут носить «замаскированный» характер. Он отмечает, что производство в Казахстане открывает возможности и для экспорта в другие страны Центральной Азии, например, в растущий рынок Узбекистана, где наблюдается дефицит автомобилей.

Таким образом, возвращение Skoda в Казахстан создаёт потенциальный канал для поставок новых автомобилей этой марки в Россию. Реализация этого сценария будет зависеть от сложного переплетения экономической целесообразности, логистических возможностей и готовности концерна Volkswagen идти на правовые риски, связанные с обходом санкций.

Михаил Лобачев

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт Бургазлиев: автомобили Skoda могут приехать в Россию из Казахстана.