Замена колеса — это базовый навык, который может пригодиться любому автомобилисту. Несмотря на кажущуюся простоту, многие водители испытывают неуверенность, сталкиваясь с необходимостью сделать это самостоятельно. Страхи могут быть связаны с незнанием правильного порядка действий, отсутствием нужных инструментов или боязнью повредить автомобиль. На самом деле, поменять колесо самостоятельно вполне по силам каждому, если действовать спокойно, аккуратно и следовать четкому алгоритму.
Подготовка: что нужно иметь в багажнике

Успех операции начинается с правильной подготовки. В вашем автомобиле всегда должен быть комплект необходимых инструментов и приспособлений. Вот базовый список того, что понадобится для замены колеса:
| Запасное колесо (полноразмерное) или «докатка» (компактное аварийное колесо) |
| Домкрат для подъема автомобиля |
| Баллонный (колесный) ключ |
| Противооткатные упоры (башмаки) |
| Ключ для декоративных колпачков или предохранильных болтов (если они установлены) |
| Насос или компрессор для подкачки шин |
| Фонарик (особенно полезен в темное время суток) |
| Перчатки, чтобы не испачкать руки |
| Влажные салфетки или тряпка |
Помните, что прокол может случиться в любой момент, даже когда вы в деловой одежде. В качестве импровизированной подстилки, чтобы не запачкать колени, можно использовать коврик из салона автомобиля.
Пошаговый алгоритм замены колеса
Главное правило при возникновении прокола — сохранять спокойствие. Плавно снижайте скорость, включите аварийную сигнализацию и начинайте искать безопасное место для остановки.
1. Безопасная остановка
Съезжайте на обочину или на максимально широкую часть дороги. Выбирайте место с хорошей видимостью для других участников движения. Избегайте остановок на слепых поворотах, сразу после подъемов или в других зонах с ограниченным обзором.
2. Надежная фиксация автомобиля
После остановки заглушите двигатель. Для автомобилей с автоматической коробкой передач установите рычаг в положение «P» (Парковка). На механической коробке включите первую или заднюю передачу. Обязательно затяните ручной тормоз. Чтобы автомобиль точно не сдвинулся с места, используйте противооткатные упоры (или подручные средства вроде крупных камней или кирпичей), установив их под колесо, расположенное по диагонали от поврежденного.
3. Подготовка колеса и ослабление креплений
До подъема автомобиля домкратом необходимо ослабить болты или гайки крепления колеса. Сначала снимите декоративный колпак (если есть). Для этого может понадобиться специальный ключ или плоская отвертка. Затем, используя баллонный ключ, ослабьте все крепежные элементы, сделав примерно пол-оборота против часовой стрелки. Если гайки «прикипели», можно аккуратно надавить на ключ ногой или использовать проникающую смазку (например, WD-40).
4. Правильная установка домкрата
Это критически важный этап. Домкрат должен стоять на твердой, ровной и устойчивой поверхности. Чтобы найти правильное место для его установки, загляните в руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Обычно это специальные усиленные площадки на порогах (часто с выемками или отметками). Ни в коем случае не ставьте домкрат под пластиковые элементы кузова или днище — это может привести к серьезным повреждениям.

На иллюстрации в руководстве обычно показано точное расположение проушин для домкрата. В некоторых автомобилях эти места скрыты под пластиковыми заглушками.
5. Подъем автомобиля и замена колеса
Аккуратно поднимите автомобиль домкратом так, чтобы поврежденное колесо полностью оторвалось от земли на 3-5 сантиметров. Для дополнительной безопасности можно подложить под днище, рядом с домкратом, запасное колесо — оно смягчит удар, если автомобиль сорвется.
Теперь полностью выкрутите ослабленные ранее болты/гайки и снимите проколотое колесо. Установите на его место запасное, совместив отверстия в диске со шпильками на ступице. Наденьте и наживите от руки все крепежные элементы.
6. Затяжка креплений и завершение работ
Сначала затяните болты/гайки ключом вручную, пока автомобиль еще стоит на домкрате. Делайте это крест-накрест (по диагонали), чтобы колесо прижалось равномерно. После этого медленно опустите автомобиль, убрав домкрат. Только когда автомобиль полностью стоит на земле, окончательно и с хорошим усилием затяните все крепления тем же крестообразным методом.

Не забудьте после замены убрать знак аварийной остановки и все инструменты. Обязательно проверьте давление в установленном запасном колесе при первой возможности.
Ответы на частые вопросы и важные нюансы
В процессе самостоятельной замены колеса у новичков возникает много вопросов. Рассмотрим ключевые моменты для безопасного и правильного выполнения этой работы.
Контроль после замены
После установки колеса визуально убедитесь, что оно стоит ровно, а все болты/гайки на месте. В ближайшее время проверьте давление в шинах и проконтролируйте, не появится ли биение колеса при движении. Также осмотрите диск и шину на предмет возможных повреждений, которые могли возникнуть при монтаже.
Безопасность при работе с домкратом
Перед использованием убедитесь в исправности домкрата. Если при подъеме он кренится, скрипит или проскальзывает, немедленно опустите автомобиль и проверьте, ровно ли он стоит. Для увеличения площади опоры на рыхлом грунте можно подложить под домкрат прочную доску. Никогда не залезайте под автомобиль, поднятый только на домкрате, и не раскачивайте его. Для серьезных работ используйте дополнительные страховочные подставки.
Обратите внимание: Лада Калина универсал 2018 цена и комплектация, фото, видео, характеристики.
Виды домкратов и их особенности
Для легковых автомобилей чаще всего используют ромбические (винтовые) домкраты — они компактные и легкие. Однако их грузоподъемность ограничена (обычно 1-1.5 тонны), и они могут быть неустойчивы на неровной поверхности. Также существуют гидравлические (бутылочные, подкатные) и пневматические домкраты, которые более мощные, но менее компактны.




Особые случаи и предостережения
Использование «докатки»: Малое запасное колесо («докатка») предназначено только для того, чтобы доехать до шиномонтажа. Его рекомендуется ставить на заднюю ось. Скорость движения с «докаткой» не должна превышать 80 км/ч, а расстояние — 80-100 км.
Зимняя замена: Будьте особенно осторожны на скользкой дороге. Обязательно надевайте светоотражающий жилет. Убедитесь, что домкрат стоит максимально устойчиво.
Важное правило: Никогда не смазывайте резьбу болтов или шпилек маслом или графитной смазкой перед затяжкой. Это может привести к чрезмерной затяжке и срыву резьбы. Если на резьбе уже есть смазка, ее лучше удалить.

Замена колеса на внедорожниках и больших SUV
Для высоких автомобилей с большим клиренсом стандартного ромбического домкрата может не хватить. В таких случаях используют более мощные реечные или гидравлические домкраты. Поднимать автомобиль можно не только за стандартные площадки на порогах, но и за элементы рамы, оси или нижние рычаги подвески, как показано на иллюстрации. Важно ставить домкрат ближе к внутренней части колеса, чтобы избежать подъема всей оси.

Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Пошаговая инструкция для новичков, как самостоятельно поменять колесо на автомобиле с видео.