Доля иномарок отечественной сборки в продажах новых автомобилей упала втрое, отмечает аналитическое агентство «Автостат»

Импорт теснит производство

55% новых легковых автомобилей, проданных в сентябре, были ввезены в Россию из-за границы, подсчитали аналитики Автостата. Официальный импорт составил 44%, параллельный импорт – 11%. По данным Федеральной таможенной службы, с начала года задекларировано более 415 тысяч автомобилей. Таким образом, импорт увеличился в 3,5 раза по сравнению с девятью месяцами прошлого года. Преимущественно они были поставлены из Китая – 97%, или 400 тысяч машин.

При этом продажи иномарок российской сборки за год выросли в три раза. Если в сентябре 2022 года они занимали 31% рынка, то в прошлом месяце на их долю приходилось всего 11%. Директор «Автостата» Сергей Целиков уточнил, что марки «Эволют» и «Москвич» при расчете были отнесены к российским, несмотря на китайское происхождение их моделей.

— Раньше мы располагали моделями Nissan, Toyota, Hyundai, Kia и VW. Конечно, их доля снизилась. Haval увеличил производство, но недостаточно, чтобы повлиять на эту статистику», — отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. В прошлом году из-за антироссийских санкций ряд автопроизводителей ушли с рынка или приостановили производство в нашей стране. Сейчас запасы иномарок российского производства практически иссякли. Даже с учетом параллельного импорта корейские, японские и европейские модели составляют лишь 3-4% от общего объема продаж.

С российской пропиской

Из иностранных брендов сохранила производство китайская Great Wall Motors — завод в Тульской области выпускает несколько кроссоверов под маркой Haval. До конца 2023 года он должен выпустить около 100 тысяч автомобилей - такую ​​цифру озвучил министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов на форуме "Иннопром.

Еще один игрок — калининградский «Автотор», начавший масштабную сборку автомобилей одновременно нескольких марок — Kaiyi, BAIC и SWM. Он также планировал выпустить 100 000 автомобилей, но затем снизил план до 70 000. До конца года компания планирует увеличить количество выпускаемых моделей до 20-22.

Кроме того, есть проект дилерского центра "Автодом" по возобновлению производства на бывшем заводе Mercedes-Benz примерно в декабре 2023 года. По данным источника "Известий", там могут производиться автомобили китайского люксового бренда Hongqi.

Есть планы и по бывшему заводу VW в Калуге — его планируют перезапустить с помощью китайского партнера, хорошо известного на российском рынке.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Возможно, это будет Чери. Китайские компании и представители AGR Automotive Group (ранее Volkswagen Group Rus) отказались комментировать «Известиям» планы по производству в России.

- Разговоров на самом деле много, но ни один проект не завершен и не выставлен на обсуждение. У «Автодома» есть один китайский бренд, а что касается калужской площадки, то, думаю, все перейдет к бренду Jetta, говорит независимый консультант автопрома Сергей Бургазлиев.

Невыгодные инвестиции

Учитывая масштабы производства, китайским компаниям невыгодно инвестировать в российские заводы, считает Бургазлиев.

— Если они вложатся в покупку актива даже с 50-процентной скидкой, то [трудно предугадать], когда они получат деньги обратно. Зачем рисковать и инвестировать, если можно, даже с учетом утилизационного сбора, НДС, акцизов, логистики, кросс-курсов и страховки, продать подороже, оставаясь при этом в пределах целевой маржи на единицу продукции. Если китайские производители готовы прийти, то на каких-то суперусловиях, как Chery, которая играет либо с АвтоВАЗом, либо с Калугой", - сказал эксперт.

Под чужим именем

Вряд ли кто-то из китайских автопроизводителей теперь будет инвестировать в серьезное производство в России, говорит Максим Кадаков. По его мнению, более вероятно, что компании из Китая стремятся к сотрудничеству с российскими компаниями. Причиной этого являются риск вторичных санкций и объем российского авторынка.

— У нас рынок в 1 миллион [единиц товара]. Haval условно заработает 100 тысяч, АвтоВАЗ — условно 400 тысяч. Это дает каждому 500 тысяч – не тот объем, ради которого нужно приложить все усилия к производству. Китайцы столкнулись с кризисом перепроизводства и им некуда девать свои автомобили. Вторичные санкции никто не отменял. Поставка автомобильных комплектов и комплектующих, на мой взгляд, не является передачей технологий. Поэтому можно выпускать автомобили совместно, под российским брендом, как это делает, например, «Соллерс», — говорит Кадаков.

попадание в санкционный список уже привело к определенным трудностям для АвтоВАЗа, признался в интервью РИА Новости президент компании Максим Соколов. Ранее российский автопроизводитель объявил о запуске совместной модели с китайским FAW на заводе в Санкт-Петербурге.

— На прошлой неделе в Москве я уже провел переговоры с руководством компаний-партнеров, где подтвердился фокус на развитие партнерства с «АвтоВАЗом». Но важно сейчас менять форматы, чтобы никого не подставлять. Ни один из партнеров не сказал «нет». Мы ожидаем, что наши проекты – прежде всего в Санкт-Петербурге – будут реализованы», – отметил Соколов.

Евгений Багдасаров

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Доля иномарок отечественной сборки в продажах новых автомобилей упала втрое, отмечает аналитическое агентство «Автостат».