Такие машины делали не только ради роскоши, но и по необходимости

Бывшая наивная провинциальная княгиня, а теперь знатная ткачиха и к тому же орденоносец Таня в исполнении Любови Орловой летает над новой социалистической Москвой на новейшем советском автомобиле. Конечно же в кабриолете!

В фильме Григория Александрова «Светлый путь» логично вошла новинка 1940 года — открытый ГАЗ-11-40 — модификация шестицилиндровой «Эмки», седана ГАЗ-11-73. Этих автомобилей было выпущено очень мало, и кабриолет так и не стал серийной моделью.

Первые советские автомобили НАМИ-1 и ГАЗ-А были, конечно, открытыми, не по глупым причинам. Такие кузова самые простые и дешевые.Но для нашего климата они конечно не подходят. Новинки 1936 года – ГАЗ-М1 и ЗИС-101 были закрытыми и имели жесткую крышу. Но лидер заявил, что жизнь стала лучше и приятнее. А на базе стандартных автомобилей оба завода выпускали кабриолет.

Горьковский, повторим, серийным художником не стал. ЗИС-102 с рядной восьмеркой также производился в небольших количествах. Ведь эпоха, когда советские лидеры разъезжали на открытых машинах перед восторженными подданными, прошла, а новые времена, когда генсеки появлялись на публике, наступили лишь двадцать лет спустя. Ну, представить себе, например, беззаботную веселую компанию в огромном и мощном кабриолете в СССР было так же сложно, как, например, разгуливающего по Москве лидера наций.

Первый советский автомобиль, предназначенный для частных владельцев – КИМ-10 – также имел открытую модификацию. Но таких машин было выпущено очень мало, наверное, даже меньше, чем закрытых.

Военные внедорожники – от ГАЗ-67Б до УАЗ-469 – кабриолетом назвать сложно. Но сразу после войны в стране-победительнице в производство пошли всего три открытые машины. Важнейшим был ЗИС-110Б. Сохранились фотографии, где даже некоторые топ-менеджеры (разумеется, не самые высокие) ездили на открытых автомобилях ЗИС на отдых в Крым ещё до 1953 года.

Позже автомобили ЗИС стали использовать для парадов на Красной площади. А в дачных городах семиместный кабриолет попадал даже в такси! Открытый ЗИС пришелся ко двору новому руководителю страны. Теперь дружественные иностранные делегации часто встречали на открытых машинах, а в провинции Хрущев иногда даже разговаривал с народом на ЗИСе со сложенной крышей.

Тент ЗИС-110Б опускался и поднимался вручную. Существовали версии модели 110 с целлулоидными боковыми и раздвижными окнами, которые в конце 1940-х годов были более современными. Довоенные советские автомобили их не имели, а вот на западных породистых кабриолетах уже в середине 1930-х годов устанавливались сдвижные окна. В 1957 году даже сделали три ЗИС-110В с гидроприводом крыши, как у американских кабриолетов.

Купить открытую «Победу» ГАЗ-М20 и «Москвич-400-420А» мог любой желающий. Более того, кабриолет был даже дешевле стандартных автомобилей. В отличие от довоенных автомобилей, которые, напомню, не имели сдвижных окон, «Победа» и «Москвич» сохранили боковые стойки и каркас крыши. Это упростило производство кабриолета на базе автомобилей с несущим кузовом.

Обе машины оставили свой след в советском кино. «Москвич», например, в комедии «Она тебя любит!» с Георгием Вициным, а открытая «Победа» — в детективе «Дело № 306» и в фильме «Иван Бровкин на Целине», где ГАЗ-М20 сыграл соответствующую роль свадебного автомобиля.

Увы, на этом короткая история советских серийных кабриолетов закончилась. Ни «Победа» второго поколения ГАЗ-М20В, ни даже «402. Москвич» не имели открытой версии».

В парадной форме

Но стране были нужны парадные автомобили. Поэтому лимузины ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г имели открытые модификации – 111В и 111Д соответственно. Правда, таких машин было изготовлено чуть больше десяти.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Помимо парадов, они использовались для приема дружественных иностранных делегаций. Были открытые ЗИЛы и в некоторых социалистических странах, где они вновь появлялись публично в связи с визитами руководителей социалистических государств.

Огромный четырехдверный кабриолет ЗИЛ использовался до конца 1970-х годов, поскольку открытой модификации ЗИЛ-114 уже не было. А вот кабриолет (первая двухдверка для Московского завода, не считая несерийного до войны ЗИС-Спорт) был сделан на базе укороченного ЗИЛ-117. Помимо традиционных серых парадных машин, были и черные. Говорили, что одним из них управлял сам «любимый Леонид Ильич», большой ценитель автомобилей, во время отпуска на юге.

Более поздние версии ЗИЛов имели также двухдверную открытую модификацию ЗИЛ-41044. Вершиной кабриолетостроения на уже умирающем ЗИЛе стали последние автомобили с отечественной внешностью и американской начинкой.

ГАЗ также выпустил кабриолет низшего ранга. Правда, на базе ЗИМа было построено всего три опытных автомобиля. Серийное производство большого открытого автомобиля на базе седана ГАЗ-12 с несущим кузовом было бы слишком хлопотным. Но небольшое количество ГАЗ-13Б служило и в союзных республиках. Для истории сохранился отснятый эпизод концерта Аллы Пугачевой, которая провозится на открытой «Чайке» мимо ликующих зрителей, заполнивших Союзный (кажется, ереванский) стадион. Позже было построено пятнадцать парадных «чайок» ГАЗ-14-05.

Ну а для еще более провинциальных парадов армейский авторемонтный завод делал самодельные кабриолеты на базе Победы, а затем и Волги различных моделей, начиная от ГАЗ-21 и заканчивая ГАЗ-3110. Последний до сих пор выставлен на всеобщее обозрение.

«Наташа»

Робкая попытка создать открытый «Москвич-408» была предпринята на МЗМА после того, как на завод прибыл синий «Рено Флорид», подаренный Н.С. Хрущёву во Франции. Эта модель даже поставляется с различными съемными жесткими крышами! Они пытались, используя связи одного из заводчан, показать машину новому руководителю страны Л. И. Брежневу. Но это не сработало. И вообще такой проект в СССР был обречен.

Значительно позже ВАЗ изготовил несколько экземпляров ВАЗ-2108 с модным в начале 1980-х годов кузовом тарга (съемная центральная крыша), спроектированным конструктором В. Пашко. Но где...

А вот проклятым капиталистам предложили открытые версии наших Самары и Нивы! Правда, в СССР их уже не производили.

Кабриолеты на базе ВАЗ-2121 строили в Германии и Франции, а также в Бельгии, Голландии и даже Австралии. ВАЗ-2108 также имел несколько открытых вариантов, в том числе версию «Наташа», созданную конструктором ВАЗа В. Ярцевым. В эпоху перестройки ряд «эмигрантов» вернулся на историческую родину, где эти автомобили вызывали повышенный интерес.

Примерно в это же время стали появляться самодельные кабриолеты на базе советских автомобилей. Среди них был ЗИМ, якобы чудом сохранившийся от этих трех экспериментальных образцов. Были «Волги», «Жигули» и, конечно же, горбатый «Запорожец». Кроме того, некоторые образцы были построены настолько талантливо, что к ним неизбежно отнесешься с жаром. Наконец, незаводской любительский кабриолет – это тоже документ эпохи и нашего представления о том, какими могли бы быть советские автомобили, о которых мы мечтали...

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Такие машины делали не только ради роскоши, но и по необходимости.