История советских автомобилей скорой помощи на выставке «Медицина — двигатель истории» в Музее Гаража особого назначения ФСО России

В Музее «Гараж специального назначения» ФСО России открылась новая временная экспозиция. Выставка под названием «Медицина – двигатель истории» предлагает посетителям уникальное путешествие во времени, где переплетаются история здравоохранения, судьбы врачей, обслуживавших первых лиц государства, и, что особенно интересно для автолюбителей, эволюция специального автомобилестроения. Центральными экспонатами стали легендарные советские машины скорой помощи.

Первые серийные «скорые»: от «Победы» до ЗИМа

История серийного производства пассажирских автомобилей скорой помощи в СССР началась с модификации знаменитого ГАЗ-М20 «Победа». Разработанная в 1945 году, «Победа» в санитарном варианте стала настоящим прорывом. Ее легко можно было узнать по фаре с красным крестом на крыше и соответствующим надписям на кузове. Конструкторы продумали и внутреннее устройство: для изоляции водителя от медицинского отсека была установлена стеклянная перегородка с акустическим окном, позволявшим поддерживать связь. Несмотря на компактные размеры, в салоне удалось разместить носилки (их загружали через багажник, располагая по диагонали), место для врача и даже дополнительные детали комфорта вроде занавесок на окнах и абажура над пациентом.

Следующей вехой стал представительский ЗИМ, на базе которого с 1951 по 1960 год выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-12Б. Он унаследовал узнаваемую световую сигнализацию и надписи, а также получил возможность установки прожектора на крыло. Внутри, помимо перегородки и откидных сидений, снова нашлось место для носилок. Но главным преимуществом этой модели был невероятно плавный и тихий ход, достигнутый благодаря мощному двигателю и использованию гидромуфты в трансмиссии, что было критически важно для перевозки тяжелобольных.

Эпоха «Волг», РАФов и правительственных лимузинов

После завершения производства «Победы» и ЗИМа наступила короткая пауза, которую в 1962 году прервала «Волга» ГАЗ-22Б. Этот автомобиль сохранил традиционные атрибуты «скорой» — фару-сигнал и прожектор, но получил более продуманный салон. В перегородку встроили складной столик для медикаментов, а носилки разместили слева по ходу движения. Практически в то же время Рижский автозавод (РАФ) начал выпуск микроавтобусов скорой помощи РАФ-977И «Латвия». Их просторный кузов позволял разместить сразу две носилки (одну над другой) и четырех сопровождающих, что делало эти машины незаменимыми для массовой службы. Интересно, что один из представленных на выставке РАФов до сих пор активно снимается в кино.

Отдельная глава выставки посвящена эксклюзивным правительственным «кареткам скорой помощи». Первая такая машина на базе лимузина ЗИЛ-114А была создана в 1975 году по спецзаказу для высшего руководства страны. Всего их было выпущено две штуки. Позднее санитарные модификации появились и на базе других представительских ЗИЛов (4104, 41045, 41047). Чтобы не выделяться в кортеже, эти автомобили красили в черный цвет, за что они получили мрачноватое, но точное прозвище «Черный доктор». Их салоны, рассчитанные на шесть человек, сочетали максимальный комфорт с возможностью оказания экстренной медицинской помощи.

Обратите внимание: О масштабных отзывах автомобилей в России.

«Чайки» и завершение эпохи

Не осталась в стороне и другая советская легенда — «Чайка». С 1968 года Рижский завод на базе ГАЗ-13 выпускал санитарные универсалы ГАЗ-13С. Любопытно, что аналогичные машины собирали и в ГДР на заводе Sachsenring. В 1982 году им на смену пришла модель на базе новой «Чайки» ГАЗ-14, получившая индекс ГАЗ-РАФ-3920. Ее салон, оснащенный перегородкой, местами для носилок, откидными сиденьями и специальной связью, стал логическим развитием концепции, заложенной в ГАЗ-13С. Всего таких уникальных автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров.

Выставка — это не только про автомобили. Организаторы уделили большое внимание историческому контексту, разместив на стенах информационные стенды. На них рассказывается о жизни и профессиональных подвигах врачей, которые на протяжении четырех столетий несли ответственность за здоровье высших государственных деятелей России. Эта экспозиция связывает воедино технический прогресс, воплощенный в металле, и человеческий фактор, без которого любая, даже самая совершенная машина, бесполезна.

Увидеть эту уникальную коллекцию, иллюстрирующую, как медицина и технологии служили государству, можно в зале сменных экспозиций Музея «Гараж особого назначения» ФСО России. Выставка «Медицина – двигатель истории. Четыре века на службе государства» продлится до 22 октября.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: До 22 октября в Музее Гаража особого назначения ФСО России проходит выставка «Медицина — двигатель истории.