История советского такси — это череда экспериментов, которые редко доходили до массового производства. Ярким примером служит футуристичный прототип ВНИИТЭ-ПТ, который в 1967 году британская пресса назвала «вероятно, самым современным такси в мире». Однако прорыва не случилось — эта уникальная машина так и осталась в единственном экземпляре, став символом нереализованных амбиций советского автопрома.

Первые шаги: такси 1930-х годов
Попытки создать специализированные такси в СССР предпринимались задолго до ВНИИТЭ. Ещё в начале 1930-х годов московский завод «Аремкуз» выпускал небольшие партии седанов на базе первого массового советского легкового автомобиля ГАЗ-А. Открытые кузова стандартных машин плохо подходили для таксомоторной службы, а собственный седан Горьковский автозавод (ГАЗ-6) так и не освоил. Ситуация немного изменилась с запуском в производство ГАЗ-М1. На его основе был создан прототип такси, но изменения были минимальны: запасное колесо переместили, сзади добавили складной багажный поддон, а на крыше — небольшую табличку «такси». В серию эта модификация не пошла, но некоторые таксопарки самостоятельно устанавливали подобные опознавательные знаки на свои автомобили.

К концу 1930-х годов в качестве маршрутных такси начали работать и представительские лимузины ЗИС-101. Однако с тех пор и на долгие десятилетия основную работу по перевозке пассажиров выполняли серийные, или почти серийные, автомобили.

Эра «Волг» и «Москвичей»
Основными «рабочими лошадками» советского такси стали «Победа» и «Волга». Помимо обязательных таксометров (в народе — «счётчиков»), они отличались от гражданских версий упрощённой отделкой салона. В начале 1960-х появилась специальная модификация «Волги» — ГАЗ-21Т. Её главной особенностью были раздельные передние сиденья, причём правое можно было быстро сложить, чтобы разместить багаж рядом с водителем.

Изношенные тяжелой работой «Волги» часто проходили капитальный ремонт на Втором авторемонтном заводе (ВАРЗ) в Москве. Там их перекрашивали в характерную ливрею: белый кузов с красной крышей. В народе такие машины прозвали «красными шапками», а таксисты недолюбливали их, называя «варзухами». Качество ремонта часто оставляло желать лучшего, тем более что на ВАРЗе трудились и обитатели ЛТП — лечебно-трудовых профилакториев для лиц, страдающих алкоголизмом.

Следующее поколение, ГАЗ-24-01, отличалось простой кожзаменительной обивкой и менее мощным 85-сильным двигателем. Позже в такси появились и универсалы ГАЗ-24-04. Изначально поездка на них стоила дороже — 15 копеек за километр против 10 у седана, но вскоре тарифы уравняли, подняв до 20 копеек. В 1980-е на базе ГАЗ-24-10 выпускалась версия 24-17, а позже аналогичные модификации планировались и для ГАЗ-31029.

Отдельной главой в истории такси стали роскошные ЗИС-110 и ЗИМ (ГАЗ-12). Первые использовались как маршрутки, вторые — как обычные такси. Парк ЗИМов значительно пополнился в начале 1960-х, когда Н.С. Хрущёв начал борьбу с бюрократическими привилегиями, и часть правительственных машин передали таксопаркам.
Свои официальные такси-версии были и у «Москвичей»: модели 402, 407, а позже — 408 и 2140. Однако для тяжёлой таксомоторной службы, да ещё при часто небрежном обслуживании, эти автомобили были явно слабоваты. Эта проблема даже нашла отражение в культовой комедии «Зелёный огонёк», где главной героиней стала замученная «Москвичонка» модели 407.

Грузовое такси: от пикапов до микроавтобусов
Параллельно с легковыми существовала и целая армия грузовых такси. Ещё в 1930-е годы на базе грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ строились пассажирские и грузопассажирские версии. Самым простым, если не сказать примитивным, был послевоенный пикап на шасси ГАЗ-ММ со скамейками по бортам, предназначенный для перевозки колхозников от вокзалов до рынков. Документацию на его производство рассылали по заводам по всему Союзу.
Обратите внимание: Chevrolet сделал новый Silverado самым большим в классе «грузовиком».




В 1950-е годы на смену им пришли грузопассажирские такси на базе автобусов РАФ-251, рассчитанные на 14 человек и 800 кг груза. Позже эту нишу заняли микроавтобусы РАФ-977, а затем и знаменитые «рафики» семейства 2203.

Специализированные грузовые такси на базе ГАЗонов появились в 1951 году. Они имели высокие борта, брезентовый тент, откидные скамейки, а некоторые модификации — даже калитку в заднем борту, лестницу для удобной посадки и таксометр. Кстати, на профессиональном жаргоне таксометр называли «единицей». С годами найти таксиста, готового ездить строго «по прибору», особенно среди водителей грузовиков, становилось всё сложнее.
Из несбывшегося: мечта о ВНИИТЭ-ПТ
И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали, — к футуристичному прототипу ВНИИТЭ-ПТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, Перспективное Такси). Инициатором создания этой машины выступил Юрий Долматовский — художник-конструктор, популяризатор и настоящий романтик автомобильного дизайна. Его творение действительно было революционным.

Прицеп-фургон имел заднее поперечное расположение двигателя от «Москвича-408», радиатор спереди, огромную раздвижную дверь с электроприводом с правого борта, регулируемый педальный узел, багажное отделение и стеклянную перегородку, отделявшую кабину водителя от пассажирского салона.

В конце 1964 года единственный прототип вышел на опытную эксплуатацию. Машина оказалась просторнее, маневреннее и практичнее серийной «Волги». Пресса восторженно писала о ней, а Ереванский автозавод (ЕрАЗ) даже планировал выпустить опытную партию.

Но этим планам не суждено было сбыться. ВНИИТЭ-ПТ так и остался единственным экземпляром. Ни один советский завод не мог позволить себе освоить производство столь сложного и узкоспециализированного автомобиля, предназначенного исключительно для такси. Таким образом, британские журналисты, восхищавшиеся советской разработкой, по иронии судьбы оказались единственными, кто в то время производил специальные автомобили-такси (речь идёт о знаменитых лондонских кэбах).

Другие эксперименты
В истории отечественного автопрома были и другие попытки адаптировать машины для такси. Ещё в середине 1940-х в Германии на базе «Москвича-400» построили шестиместный удлинённый седан с двумя откидными дополнительными сиденьями.


В перестроечные времена экспериментировали с удлинёнными версиями ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104, а Волжский автозавод показал удлинённую «десятку» ВАЗ-21108. Примерно тогда же завод «Москвич» построил высокий универсал модели 2901 и даже пикап с крышей над кузовом. Но все эти проекты остались лишь любопытными эпизодами в долгой и порой драматичной истории создания советского такси. Без этих смелых, хотя и не всегда удачных, экспериментов эта история была бы гораздо менее интересной.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В 1967-м британская пресса назвала «вероятно, самым современным такси в мире» футуристичный советский прототип ВНИИТЭ-ПТ.