Секретные и экспериментальные автомобили ЗИС/ЗИЛ: от спортивных болидов до военных амфибий

В 1938 году группа энтузиастов-инженеров — Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин — задумала создать нечто невиданное для советского автопрома. На базе роскошного седана ЗИС-101 они решили построить спортивный автомобиль. Для работы над обликом машины привлекли художника Валентина Росткова, который в те годы выполнял функции дизайнера. Стиль будущего спорткара определили как «шик-модерн».

Работа шла в свободное от основной работы время. Инженеры существенно доработали серийный двигатель, увеличив его мощность со 116 до 141 лошадиных сил, и усовершенствовали подвеску, добавив стабилизаторы. Когда о проекте узнал директор завода Иван Лихачев, он не только поддержал инициативу, но и включил автомобиль в список подарков завода к 20-летию комсомола.

С этого момента создание машины стало общим делом всего завода. По расчетам, ЗИС-Спорт должен был разгоняться до 180 км/ч — фантастическая скорость для конца 1930-х годов. Однако на испытаниях на Минском шоссе гонщику В. Петрову удалось достичь «всего» 162,4 км/ч. Несмотря на это, результат был выдающимся для СССР. Лихачев организовал показ зеленого спорткара на партконференции в Доме Союзов, для чего даже пришлось на одну ночь разобрать часть стены здания.

К сожалению, запуск даже мелкосерийного производства такого автомобиля в предвоенном СССР был невозможен. Единственный экземпляр, по всей видимости, был утрачен осенью 1941 года во время эвакуации завода.

Хочешь мира — готовься к войне

После Великой Отечественной войны завод продолжил разработку специализированной военной техники. Среди необычных проектов были, например, автомобили-медсанчасти на шасси больших городских автобусов. Прототипы таких машин создавались не только на базе ЗИС-155, но и на основе более позднего ЗИЛ-158, который потом долгие годы выпускался в Ликино.

В 1952 году завод имени Сталина (ЗИС) приступил к созданию крупной военной амфибии ДАЗ-485, позже получившей индекс ЗИС-485. Машину, сконструированную Виталием Грачевым, собрали из агрегатов грузовика ЗИС-151 и бронетранспортера БТР-152. Первоначально производство планировалось наладить в Днепропетровске, но в итоге его перенесли в Москву.

ЗИС-485 стал первым советским автомобилем, оснащенным системой централизованного регулирования давления в шинах, что было критически важно для движения по бездорожью. В 1957 году амфибию модернизировали: заменили внешнюю магистраль подкачки на внутреннюю, обновили мосты и шины. Эта версия, получившая название ЗИЛ-485А, в 1959 году была передана для производства на Брянский автомобильный завод.

270 «лошадей» и 270 км/ч: возрождение спортивной линии

Несмотря на загруженность военными заказами, на заводе не забыли о спортивных автомобилях. Уже в 1951 году инженер В. Родионов и художник В. Ростков (участник довоенного проекта) создали ЗИС-112. Это был длинный двухдверный спорткар с фарой посередине, за что его прозвали «Циклоп». Дизайн был вдохновлен американскими тенденциями. Изначально машина оснащалась 140-сильным мотором и развивала 188 км/ч. Позже, по инициативе гонщика Б. Курбатова, автомобиль укоротили, а двигатель форсировали до 182 л.с.

В течение полутора десятилетий спортивная лаборатория завода активно работала. В 1956 году появились два ЗИЛ-112/2 с трубчатыми рамами и кузовами из стеклопластика. Их оснастили форсированными восьмицилиндровыми двигателями мощностью 170 л.с. Одна машина имела оригинальный облик, а вторая стилистически перекликалась с прототипом будущего лимузина ЗИЛ-111, напоминая американский гран туризмо. Обе участвовали в чемпионате СССР по автомобильным гонкам.

Обратите внимание: Раллийную Шкоду за $200 тысяч нашли разобранной посреди поля.

Первый послевоенный «Циклоп» просуществовал до начала 1960-х. Затем его кузов кардинально переделали, создав открытую версию ЗИЛ-112/6. Этот автомобиль с мощным 7-литровым V8 участвовал в гонках в Каунасе вместе с другой экспериментальной моделью — ЗИЛ-112/4.

Вершиной же спортивной программы завода стали два автомобиля ЗИЛ-112С, построенные в 1961 году. Эти машины, напоминавшие Ferrari, оснащались мощными шести- и семилитровыми двигателями, включая агрегат от «Чайки» ГАЗ-13. Самая мощная версия выдавала 270 л.с. и, по расчетам, могла разогнаться до 270 км/ч — абсолютный рекорд для советского автопрома того времени.

Примечательно, что на этих суперкарах использовалась трехступенчатая коробка передач от ЗИС-110 и передняя подвеска от «Волги». Однако инженерам ЗИЛа пришлось самостоятельно разработать передние дисковые тормоза, так как советской промышленности они были не по силам. В 1967 году спортивную лабораторию закрыли, чтобы сконцентрировать силы на разработке правительственных лимузинов.

«Мул» грузовика и лимузина: гибридные эксперименты

В цехах, где рождались легковые автомобили, появилась еще одна любопытная разработка. На улицах иногда можно было встретить невысокий автомобиль на легковых колесах, но с широкой грузовой кабиной. Это были машины ЗИЛ-113Г, которые так и не пошли в серию. По сути, это было шасси от легковушки с соответствующим двигателем, но с кабиной и бортовой платформой от грузовика. Первый такой гибрид собрали в 1959 году с кабиной от ЗИЛ-157, позже использовали кабину от ЗИЛ-131.

Изначально эти машины служили для перевозки агрегатов и запчастей для лимузинов, а также использовались как «домохозяйки» — транспорт для сопровождения правительственных кортежей в дальних поездках. На шоссе такой необычный грузовик мог разогнаться до 170 км/ч, почти не уступая самим лимузинам. Интересно, что в 1990-е годы эту концепцию всерьез рассматривали для запуска в серию.

Отдельно стоит вспомнить люксовый микроавтобус «Юность» (ЗИЛ-118/119/3207), выпускавшийся с 1961 по 1994 год. Среди его модификаций выделяется машина скорой помощи ЗИЛ-Э118КВ с повышенной крышей. Несколько таких автомобилей работали в московской «скорой» и даже снимались в кино.

В начале 1990-х, выбирая концепцию легкого грузовика на базе микроавтобуса, создали пикап ЗИЛ-3302 с двигателем Perkins. Однако проект не был доведен до конца, и альтернативой ему снова рассматривался ЗИЛ-113Г. В итоге для серийного производства выбрали более практичный и грузоподъемный вариант с кабиной от ЗИЛ-4331, который и стал знаменитым «Бычком» (ЗИЛ-5301).

«Бычок» предлагался в десятках модификаций, большинство из которых остались прототипами. В 1996 году под руководством Ю. Туманова создали ЗИЛ-5302ЮГ с колесной формулой 6х2 и подъемной третьей осью. На его основе сделали упрощенный ЗИЛ-5302АЛ, который с 1999 года в мизерных количествах выпускался как эвакуатор.

Еще одним необычным «Бычком» стал ЗИЛ-3313ГО — автономный санитарный модуль на шасси грузовика. Он мог перевозить трех лежачих больных и до семи медиков. Автомобиль, разработанный совместно с НПО «Экран», планировали оснащать двигателями ММЗ и Caterpillar.

К сожалению, ни эта «скорая помощь», ни другие инновационные проекты не смогли изменить судьбу легендарного завода, который в итоге прекратил свое существование.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Среди десятков моделей и сотен модификаций знаменитого московского завода были и такие, о которых во времена их молодости мало знали.