В 1938 году молодые инженеры Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин, уставшие от заводской рутины, решили построить на базе представительского ЗИС-101 спортивный автомобиль, не имеющий аналогов в СССР. Художник (термин дизайнер еще не существовал) Валентин Ростков был привлечен для создания высококлассного автомобиля 1938 года в стиле «шик-модерн.
Машину лепил по вечерам после работы. Инженеры увеличили объём и мощность серийного двигателя, доведя последнюю до 141 л.с. (самая мощная серийная версия ЗИС-101 развивала 116 л.с.), в подвеске использовались стабилизаторы поперечной устойчивости. О спорткаре узнал директор завода И. А. Лихачев, который принял идею и даже включил машину в список подарков завода Родине к 20-летию ВЛКСМ.
С этого момента постройка машины стала общезаводским делом. По расчетам, ЗИС-Спорт должен был развивать скорость 180 км/ч – огромную скорость для СССР тех лет. Однако во время испытаний на Минском шоссе В.Петров разогнался лишь до 162,4 км/ч. Но этот результат для советских автомобилей 1930-х годов был впечатляющим. Лихачев организовал выставку зеленого спортивного ЗИСа в фойе Дома Союзов на XVII партконференции, для этого за одну ночь разобрали и собрали стену улицы.
Увы, представить такую машину в СССР даже в небольшой серии было немыслимо. Единственный образец «шикарного модерна», видимо, был утерян при эвакуации объекта страшной осенью 1941 года.
Хочешь мира — готовься к войне
После Второй мировой войны завод не отказался от военной темы и проектировал необычные модели. Скажем, медсестры на базе больших городских автобусов. Прототипы таких машин изготавливались не только на базе ЗИС-155, но даже ЗИЛ-158, стандартный вариант которого впоследствии долгое время и в больших количествах выпускался Ликинским заводом.
В 1952 году завод имени Сталина взялся за большую военную амфибию ДАЗ-485, ставшую ЗИС-485. Машина создана В.А. Грачевым на базе агрегатов ЗИС-151 и БТР-152. Производство было налажено на Днепропетровском автомобильном заводе, который вскоре был повторно использован, а производство было перенесено в Москву.
ЗИС-485 стал первым советским автомобилем с системой регулирования давления в шинах. В 1957 году при модернизации амфибии внешнюю магистраль накачки заменили на внутреннюю, а также изменили оси и шины. Эта версия под названием ЗИЛ-485А была передана на производство Брянскому автозаводу в декабре 1959 года.
270 «лошадей» и 270 км/ч
Но, несмотря на всю загруженность объекта, на волне послевоенного бума спортивная тема возродилась! Уже в 1951 году В. Родионов и художник В. Ростков (тот самый, который перед войной рисовал ЗИС-Спорт) создали ЗИС-112. Длинная (колесная база – 3760 мм) двухдверная машина с фарой посередине (за что и получила прозвище «Циклоп») была выполнена по американским мотивам. Начнем с того, что машина имела серийный двигатель мощностью 140 лошадиных сил. Заводской гонщик Б. Курбатов на ЗИС-112 развил скорость 188 км/ч. Позже по инициативе Курбатова неповоротливую машину укоротили, что довело базу до 3160 мм и увеличило до 182 л.с опытный двигатель ЗИС-112Э.
В течение полутора десятилетий в спортивной лаборатории завода постепенно строились гоночные автомобили. В 1956 году создали два ЗИЛ-112/2, кузова которых представляли собой трубчатые рамы, покрытые стеклотканевой обшивкой, пропитанной клеем. Автомобили имели форсированный рядный восьмицилиндровый двигатель мощностью 170 лошадиных сил. Одна из таких машин имела оригинальный дизайн.
Обратите внимание: Раллийную Шкоду за $200 тысяч нашли разобранной посреди поля.
А второй во многом повторял стиль лимузина – московского прототипа – предшественника ЗИЛ-111, поэтому выглядел как этакий гран туризмо в американском стиле. Обе машины выставлялись на чемпионате СССР.Первый послевоенный «Циклоп» просуществовал как минимум до 1961 года. Уникальный кузов начала 1950-х годов затем был безжалостно разделен, и на базе автомобиля была построена открытая версия под кодовым названием ЗИЛ-112/6. Автомобиль с 200-сильным семилитровым V8 участвовал в гонках в Каунасе вместе с ЗИЛ-112/4.
А вершиной спортивных моделей московского завода стали два ЗИЛ-112С, также появившиеся в 1961 году. Автомобили Феррарийского типа оснащались шести- и семилитровыми двигателями, а также двигателем от Чайки ГАЗ-13. Самая мощная версия развивала 270 л.с и позволяла развивать астрономическую для нашего автопрома скорость 270 км/ч.
Коробка передач осталась прежняя – трехступенчатая от ЗИС-110, передняя подвеска – волговская. Но зиловцы создали оригинальные передние дисковые тормоза, ведь аналогов советского производства в те годы просто не было. В 1967 году спортивную лабораторию ЗИЛ закрыли, чтобы не отвлекать инженеров от гораздо более важного дела – разработки правительственных «членских перевозчиков».
«Мул» грузовика и лимузина
Кстати, в мастерской легковых автомобилей родилась еще одна необычная конструкция. На улицах иногда встречались невысокие автомобили на пассажирских колесах с понятной широкой кабиной, чем вызывали любопытство и удивление прохожих. Машины назывались ЗИЛ-113Г, но в серийное производство они так и не поступили, представляя собой легковое шасси с легковым двигателем, но с грузовой кабиной и бортовой платформой с тентом. Первый такой автомобиль был построен еще в 1959 году с кабиной ЗИЛ-157; позже стала использоваться кабина ЗИЛ-131. Сначала эти автомобили служили перевозчиками лимузинов для пассажиров без дорогого кузова. Во-вторых, их использовали в качестве «домохозяек» — машин, перевозивших вещи, необходимые для дальних переездов и командировок. На шоссе такой грузовик мог развивать скорость до 170 км/ч, а значит, практически не отставал от экспериментальных «перевозчиков-членов». Интересно, что уже в 1990-е годы такой автомобиль всерьез рассматривался как объект для серийного производства...
Но сначала вспомним люксовый микроавтобус «Юность», который выпускался под обозначениями ЗИЛ-118, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207 с 1961 по 1994 год. Среди поздних модификаций одной из наиболее интересных является машина скорой помощи ЗИЛ-Э118КВ с высоким потолком. Пара этих автомобилей (одна 1978 года выпуска, другая 1984 года выпуска) работала на городской станции скорой помощи в Москве, а также снялась в нескольких фильмах.
А в начале 1990-х годов, когда выбрали конструкцию легкового грузовика на базе микроавтобуса класса люкс, сделали пикап ЗИЛ-3302 и положили однотонную бортовую платформу с двигателем Perkins. Это судебное разбирательство так и не было завершено. Так что ЗИЛ-113Г тоже рассматривался как альтернатива такому пикапу. Однако для серийного производства выбрали более практичный, грузоподъемный и дешевый вариант с кабиной ЗИЛ-4331, в производство которого уже были вложены огромные средства. Таким стал ЗИЛ-5301 «Бык».
Эта модель предлагалась во многих модификациях в 1990-е годы, подавляющее большинство из которых фактически были всего лишь прототипами. В 1996 году в цехе малых серий под руководством Ю. Туманова, был создан ЗИЛ-5302ЮГ. Машина с колесной формулой 6х2 имела третий подъемный мост. На базе этого прототипа сделали более простой ЗИЛ-5302АЛ с подкатным мостом. Модель грузоподъемностью 6100 кг выпускается с 1999 года как эвакуатор, но в очень небольшом количестве.
Чуть раньше сделали еще один необычный «Бычок» — ЗИЛ-3313ГО. Это был отдельный санитарный модуль на шасси грузовика. С тремя лежачими пациентами могли путешествовать пять-семь врачей. Автомобиль, изготовленный совместно ЗИЛом и ОАО «НПО «Экран», планировалось оснащать двигателями ММЗ и Caterpillar.
Но ни эта «скорая помощь», ни другие попытки изменить судьбу объекта не помогли...
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Среди десятков моделей и сотен модификаций знаменитого московского завода были и такие, о которых во времена их молодости мало знали.