![]()
Страховой рынок столкнулся с новой законодательной инициативой, направленной на борьбу с массовыми отказами в продаже полисов ОСАГО. Страховые компании могут столкнуться с существенным ужесточением ответственности, включая введение новых статей в КоАП РФ и даже риск приостановки лицензий.
Проблема незаконных отказов в ОСАГО
В 2023 году проблема отказа в оформлении обязательной страховки для владельцев определённых категорий транспорта остаётся крайне актуальной. Страховщики часто уклоняются от продажи полисов клиентам, которых считают невыгодными, что является прямым нарушением публичного характера договора ОСАГО.
Категории «нежелательных» клиентов
Под удар чаще всего попадают владельцы:
- такси и каршеринга;
- грузового транспорта и автобусов;
- мотоциклов;
- автомобилей с большим сроком эксплуатации.
Сотрудники страховых компаний находят различные предлоги для отказа, такие как исчерпание бланков, технические неполадки, внутренние ограничения по возрасту авто или водительскому стажу. Нередко ситуация «чудесным образом» разрешается, если клиент соглашается на завышенную стоимость полиса или покупку дополнительных услуг.
Законные основания для отказа
Важно понимать, что закон предусматривает лишь три правомерные причины для отказа в заключении договора ОСАГО:
- Неполный пакет документов от клиента.
- Отсутствие технической связи с единой системой АИС РСА.
- Неявка автомобиля на осмотр, если страховщик такое требование выдвинул.
Все остальные аргументы страховщиков являются незаконными. Согласно Федеральному закону «Об ОСАГО», этот договор является публичным, и страховая компания не вправе отказать в его заключении, если есть техническая возможность это сделать.
Существующие и планируемые санкции
На данный момент за необоснованный отказ или навязывание дополнительных услуг предусмотрена административная ответственность по статье 15.34.1 КоАП РФ:
- Штраф для должностных лиц (сотрудников страховой) составляет от 20 до 50 тысяч рублей.
- Для самой страховой компании как юридического лица — от 100 до 300 тысяч рублей.
Однако, как показала практика, эти меры недостаточно эффективны для искоренения проблемы. Поэтому в Совете Федерации были разработаны новые предложения по ужесточению контроля.
Инициативы Совета Федерации
Комитет по экономической политике под руководством сенатора Андрея Кутепова выступил с рядом радикальных инициатив:
- Введение механизма отслеживания заявок. Предлагается создать систему фиксации времени подачи заявления на полис для контроля сроков ответа страховщика.
- Крайние меры воздействия. Рассматривается возможность ограничения или полной приостановки действия лицензии страховой компании за систематические отказы в продаже ОСАГО.
- Новые составы правонарушений. Подготовлен законопроект о введении в КоАП дополнительных статей, которые будут карать штрафами за:
- Технические сбои и «падения» сайтов, препятствующие оформлению электронного полиса (штрафы: для должностных лиц — 20-50 тыс. руб., для юрлиц — 100-300 тыс. руб.).
- Непредоставление бланков полисов агентам и брокерам.
- Нарушение установленных сроков выдачи готовых полисов. За эти два последних нарушения предлагаются штрафы в размере 10 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для компаний.
Эти меры призваны закрыть существующие правовые loopholes (лазейки), которыми пользуются недобросовестные страховщики, и сделать рынок ОСАГО по-настоящему доступным для всех автовладельцев.
Обратите внимание: В продаже появился неизвестный универсал Bentley для гурманов-олигархов.
Если перед вами стоит задача купить или продлить полис ОСАГО, рекомендуется заранее сравнивать предложения на рынке, чтобы выбрать оптимальный вариант по цене и условиям.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Страховые компании предложили штрафовать по новым статьям за отказ в продаже ОСАГО.
