За последнее время автозапчасти в России подорожали более чем на 100%. Однако страховщики корректируют стоимость запчастей в справочниках по обязательному ремонту при автостраховании с шагом чуть выше 1%.
Эксперты говорят о катастрофической нехватке страховых денег на восстановление автомобилей, даже с запчастями от битых машин, а сервисы жалуются на нерентабельность работы с «автострахованием». Подробности — на сайте «Газеты.Ру».
Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал новые энциклопедии стоимости запчастей, согласно которым все страховые компании России рассчитывают суммы возмещения по обязательному страхованию ответственности после ДТП.
Согласно документам, средняя стоимость запчастей выросла всего на 1,4% по сравнению с ценами, действовавшими на момент предыдущей корректировки каталога - 19 июня 2023 года. Тогда изменение цен носило также формальный характер - общая сумма стоимость запчастей выросла на 0,9%.
За минувшее лето страховые компании даже зафиксировали снижение цен на некоторые позиции, что, по словам главы ОГА Евгения Уфимцева, позволило профсоюзу с июня снизить стоимость запчастей в каталогах на 2,5% для автомобилей самые популярные бренды в России – Hyundai, Kia и Toyota.Реальное положение дел
Последняя более-менее заметная корректировка цен была в марте 2023 года: тогда значения выросли до 19,5% по сравнению с мартом 2022 года. Однако все эти обновления прейскурантов страхования RSA не соответствуют реальному состоянию, утверждают представители независимых заправочные станции отмечают.
Так, директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова ранее рассказала "Газете.Ру", что только с января прошлого года по март 2023 года цены на автозапчасти в России выросли на 30-100% в зависимости от позиции. Она подчеркнула, что по сравнению с докризисным периодом подорожали абсолютно все продукты.В Союзе автосервисов России "Газете.Ру" рассказали, что с начала 2023 года (на основе анализа около 300 производителей оригинальных и неоригинальных запчастей) общий рост цен на запчасти составил около 14%.
«В среднем с января по сентябрь 2023 года оптовые цены выросли на 12-14%. Особый скачок был, когда доллар стал дороже 100 рублей», — рассказал член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
В компании «Фит Сервис», которая сама занимается импортом автокомпонентов в Россию, убеждены, что цены на запчасти вырастут еще на 15% к концу 2023 года%.
Причина несовпадения цен
Страховое объединение, скорректировавшее каталоги на 1,4% в сентябре этого года, обещает, что сделает это снова, но в конце года - стоимость запчастей в каталогах может вырасти от 10% и до 20% для индивидуальных предпринимателей части.
"РСА организует исследование рынка, обновляет каталог в строгом соответствии с методикой, утвержденной Банком России, и только после этого новый каталог можно сравнить с предыдущим - как правило, это делается для группы, которая часто нарушается детали, то есть те, которые чаще всего используются при ремонте-восстановлении автомобилей», — пояснили в профсоюзе.
В РСА уверяют, что у автомобилистов не хватает денег из-за того, что ОСАГО не осуществляет ремонт исключительно оригинальными запчастями; средние цены в каталогах сформированы с учетом неоригинальных запчастей, по этой причине могут быть некоторые отклонения в оценках.
Цены в каталоге могут пересматриваться минимум раз в три месяца, сообщили "Газете.Ру" в ЦБ.На вопрос о несоответствии реальных рыночных цен тем, что указаны в списке RSA, регулятор пояснил, что динамика цен у разных производителей разная, поэтому данные каталога отличаются от ценников продавцов.
При этом ЦБ не проводит реальную проверку расчетов страховых компаний: как сообщила пресс-служба регулятора, ее проводят "защитники прав потребителей" с 2022 года. В банке указали, в частности, на Фонд защиты прав заемщиков, который регулярно появляется в СМИ с различными банковскими инициативами, раскрытиями схем мошенников и обращениями в центральный банк.
Начальник управления розничной торговли "Ингосстраха" Виталий Княгиничев пояснил, что данные в справочниках ОСА запаздывают, поскольку цены по ним собираются почти за четверть часа до публикации. Декабрьский справочник покажет последствия падения рубля, предполагает он.
Некорректно сравнивать ценовую динамику действующих каталогов, которые обновляются ежеквартально, с ростом цен на запчасти за длительный период с начала 2022 года, считает старший менеджер по продуктам автострахования в рознице Павел Яковлев отдел страхования РЕСО-Гарантия:
"Этот рост [цен] произошел из-за дефицита. Сейчас наполнение рынка запчастями стабилизировалось, и как следствие цены практически стабилизировались, что отражено в каталогах.Обратите внимание: Старую BMW M5 E39 без пробега хотят продать дороже новой Эмки.
Если раньше на редкие запчасти, например фары на Лексусе цена "взлетела в космос" из-за дефицита, сейчас такие ситуации редкость.Появилось несколько каналов поставок. При этом на цену также влияют логистика и сроки доставки. Можно найти запчасти дешевле, но их доставка в Россию займет больше времени. В каталогах указаны средние цены».
Ремонт по ОСАГО убыточен
Обращение в ремонт по ОСАГО невыгодно большинству независимых СТО, рассказал "Газете.Ру" директор по развитию международной сети автосервисов Fit Service Александр Гаранков.
«Мы, как крупнейшая сеть автосервисов, комплексно сотрудничаем с сегментом страховых компаний, чтобы можно было возместить ущерб через другие направления, но ремонт по ОСАГО нам тоже невыгоден. По его словам, эта ситуация не нова в этом году, это многолетняя практика.
В августе 2023 года по сравнению с январем больше всего подорожали запчасти, поставляемые под заказ: детали крупных агрегатов (рулевые тяги, двигатели, элементы трансмиссии), некоторые кузовные детали и оптика.«Рост запасных частей для европейских и американских марок автомобилей также традиционно более заметен. Так, например, если многие фильтры для корейских и японских автомобилей подешевели, то даже аналоги для BMW подорожали на 15-20%", - рассказала Овчинникова.
Страховщики ищут выгоду
Страховщики используют каталоги RSA, чтобы максимально снизить выплаты пострадавшим автомобилистам, говорит Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ:
«Справочник RSA по большей части не имеет ничего общего с ремонтом автомобилей запчастями. Это инструмент занижения выплат по ОСАГО, который позволяет страховым компаниям прикрыться некоторыми цифрами. Он устроен таким образом, что намеренно занижает стоимость и исходя из этого снижает оплату».По словам Шапарина, если в каталоге нет конкретных запчастей, страховые компании рассчитывают выплаты исходя из самых дешевых китайских аналогов. Теперь они также добиваются получения оплаты по ценам на бывшие в употреблении детали из автосборочных цехов, которые даже дешевле китайских аналогов. Планируемое ОГА декабрьское увеличение запасов запчастей в энциклопедиях ситуацию не изменит.
"Эти каталоги должны быть полностью пересмотрены, весь механизм их формирования и принцип осуществления платежей, потому что если цифры будут такими же мизерными, ремонта в ОСАГО мы никогда не увидим", - подчеркнул эксперт.Выплат по ОСАГО практически никогда не хватает на ремонт автомобиля, а сервисы не хотят брать машины в ремонт по таким ценам, отметил юрист автомобильного движения "Свобода выбора" Сергей Радько:
«Цены в энциклопедиях всегда были недостаточными, их повышение на 1,4% ни на что не влияет.Рынок находится в беспрецедентном состоянии, курс валюты растет, остаются проблемы с поставками запчастей. Ничего хорошего в ближайшее время не ожидается».
Денис Буденков
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Страховщики ОСАГО не хотят платить россиянам за автозапчасти по реальным ценам.