Электромобильные кладбища Китая: наследие бума субсидий и каршеринга

Прошедшим летом внимание мировой общественности вновь привлекло необычное явление в Китае — обширные «кладбища» брошенных электромобилей, поросшие травой и кустарником. Журналисты Bloomberg, следуя за вирусными снимками из соцсетей, обнаружили в городе Ханчжоу и его окрестностях целые поля, где сотни и даже тысячи электрокаров ржавеют, сваленные в кучи. Это явление, существующее уже несколько лет, стало побочным эффектом стремительного, но не всегда продуманного роста китайского рынка электромобилей, подпитываемого государственными субсидиями.

Поросло быльем: находки журналистов

Летом 2023 года репортеры отправились в Ханчжоу, чтобы проверить слухи о массовых захоронениях электромобилей. Их поиски увенчались успехом: они нашли несколько участков, где машины стояли плотными рядами или были навалены друг на друга. Растительность уже вовсю пробивалась сквозь кузова и салоны. Анализ номерных знаков показал, что среди брошенных авто есть как относительно старые модели (около шести лет), так и более новые, которые, судя по наклейкам о техосмотре, использовались буквально в прошлом году. Этот феномен — прямое следствие китайского «большого скачка» в электромобилизации. Китай стал мировым лидером в этой области: на его долю пришлось около половины мирового производства и 60% продаж новых электромобилей в 2022 году, что превысило даже собственные планы правительства.

За деньги — да: роль государственной поддержки

Такой взрывной рост стал возможен благодаря масштабной программе господдержки, запущенной еще в конце 2000-х. Покупателям электромобилей предоставлялись щедрые субсидии, которые в сумме с региональными льготами могли покрывать до половины стоимости машины. Хотя прямая субсидия для покупателей прекратилась в начале 2023 года, ей на смену пришел новый пакет налоговых льгот. Государство также активно помогало производителям, что привело к появлению на рынке сотен компаний. Однако многие из них, как отмечают аналитики, фокусировались не на качестве, а на формальном соответствии критериям для получения субсидий. Некоторые ранние модели имели крайне ограниченный запас хода (около 100 км), а после ужесточения требований к субсидиям быстро устаревали и теряли ценность. Кроме того, имели место случаи откровенного мошенничества, когда компании фальсифицировали данные о производстве, собирая автомобили без аккумуляторов или вовсе не имея производственных мощностей.

Черная мария и ее разоблачение: вирусные теории и реальные причины

В июне 2023 года популярный блогер опубликовал видео, где заявил, что тысячи новых электромобилей марки Neta V гниют в поле. Он выдвинул версию, что это — результат масштабной фальсификации продаж ради создания видимости успеха и получения субсидий. Видео набрало миллионы просмотров и породило волну мемов. Однако последующие расследования, в том числе другого автоблогера, который лично посетил это место, показали более прозаичную картину. На поле действительно было много машин, но это были в основном старые коммунальные электромобили (например, для каршеринга или такси), а не новенькие Neta V. В салонах остались личные вещи, что свидетельствует об их прежней эксплуатации.

Мировая слава: главные виновники — каршеринг и такси-агрегаторы

Основными «клиентами» электромобильных кладбищ оказались сервисы каршеринга и агрегаторы такси. Именно они в первые годы развития рынка были ключевыми покупателями субсидируемых электрокаров, поскольку частные потребители относились к новой технологии с осторожностью. Многие такие сервисы были созданы самими автопроизводителями (например, Geely, Lifan) как канал сбыта собственной продукции. Однако бизнес-модель каршеринга в Китае оказалась нежизнеспособной: поездки были дорогими и неудобными на фоне развитого общественного транспорта, а качество первых электромобилей оставляло желать лучшего. После сокращения субсидий в 2019 году многие компании обанкротились, оставив после себя парки никому не нужных машин. Первые крупные свалки были обнаружены еще весной 2019 года и с тех пор регулярно появлялись в СМИ, в том числе и зарубежных.

Сам продал, сам купил: логика производителей и реакция властей

Эксперты поясняют, что создание собственных сервисов каршеринга для автопроизводителей было способом «продать» электромобили, которые не находили спроса у частных лиц. Когда эти сервисы лопались, машины оказывались брошены. Появление новых, более совершенных моделей лишь ускорило моральное устаревание старых парков. Китайские СМИ, комментируя материал Bloomberg, пытались преуменьшить проблему, заявляя, что речь идет просто об утилизации старых машин, что является нормальной практикой. Власти, по словам журналистов, пытаются решить проблему, но ей мешает юридическая неопределенность: после банкротства компаний часто непонятно, кто является законным владельцем автомобилей.

Ложка меда: уроки прошлого и экологические парадоксы

Ситуация с электромобилями напоминает историю бума и краха сервисов проката велосипедов в 2017-2018 годах, когда улицы китайских городов также были завалены брошенным двухколесным транспортом. Однако в случае с электромобилями есть и положительная сторона: массовое использование машин в каршеринге и такси помогло рядовым потребителям привыкнуть к технологии, сформировало рынок и дало производителям капитал для инвестиций в развитие. В итоге отрасль совершила качественный скачок. Тем не менее, экологический парадокс налицо: производство электромобиля и его батареи связано со значительными выбросами CO2 и использованием дефицитных ресурсов. Чтобы «отбить» этот экологический долг, машина должна интенсивно использоваться много лет. Брошенные же через пару лет после выпуска электромобили не только не приносят пользы для климата, но и становятся источником опасных отходов. Как резюмируют эксперты, для блага всей индустрии эти старые автомобили должны быть должным образом утилизированы или переработаны, ведь в их батареях содержатся ценные металлы. Они заслужили не забвение на поле, а цивилизованные «похороны».

Анна Щербатова

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Прошедшим летом в Китае обнаружили сразу несколько электромобильных кладбищ — брошенных автомобилей, которые местами успели зарасти травой.