Бюджетная поддержка российского автопрома: куда направят более 30 млрд рублей в 2024 году

В 2024 году государство планирует существенно увеличить финансовую поддержку отечественного автопрома. Из федерального бюджета на эти цели будет выделено более 30,4 миллиардов рублей, что почти на 3,3 миллиарда превышает объем финансирования текущего года. В общей сложности, в рамках трёхлетнего бюджетного планирования до 2026 года на поддержку автомобильной промышленности зарезервировано свыше 83,5 млрд рублей. Основные направления расходования этих средств уже определены.

Структура финансирования: основные статьи расходов

Субсидии будут распределены по нескольким ключевым программам, призванным стимулировать как спрос, так и предложение на рынке.

Значительная часть средств, а именно 12,3 млрд рублей, пойдет на программу льготного автокредитования. Для сравнения, в 2023 году на эту статью было заложено 11,8 млрд. Данные средства компенсируют скидки покупателям российских автомобилей стоимостью до 2 млн рублей и электромобилей, делая их более доступными.

Еще одно важное направление — государственные закупки автомобильной техники. На 2024 год на эти цели запланировано 13,1 млрд рублей, что на 3 миллиарда больше, чем в текущем году. Это позволит обеспечить стабильный спрос со стороны государственных и муниципальных структур.

Программа льготного лизинга получит 2 млрд рублей — столько же, сколько и в 2023-м. Эти средства предназначены для компенсации потерь лизинговых компаний при предоставлении скидок на авансовые платежи.

При этом финансирование субсидий для производителей автомобилей на природном газе будет сокращено с 3,3 млрд рублей в 2023 году до 2,95 млрд в 2024-м.

В перспективе 2025-2026 годов бюджетное планирование предполагает дальнейший рост ассигнований на льготное автокредитование (до 18 и 20 млрд рублей соответственно), а также стабильное финансирование программ лизинга (по 4 млрд ежегодно) и газомоторной техники (3,7 млрд в год). При этом расходы на госзакупки автомобилей после 2024 года в проекте бюджета резко снижаются.

Эксперты о необходимости и эффективности поддержки

Меры государственной поддержки, особенно льготное кредитование и лизинг, доказали свою эффективность, считает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его оценкам, каждый вложенный в эти программы рубль приносит в бюджет до трёх рублей дополнительных доходов за счёт налогов и сборов. Эти меры не только стимулируют спрос, но и обеспечивают работу смежных отраслей промышленности.

«На данный момент объем этих программ недостаточен. Мы можем только радоваться, что объем их финансирования планируется увеличить в следующем году», — отмечает эксперт.

Обратите внимание: Правда, за счёт государственной субсидии можно получить заметную скидку.

Дискуссия о формате поддержки: прямая скидка vs льготный кредит

Несмотря на признание эффективности программ, эксперты предлагают пересмотреть их механизм. Игорь Моржаретто указывает, что нынешняя схема, завязанная на банковское кредитование, влияет на конечного покупателя косвенно. Банки нередко нивелируют государственную субсидию своими условиями, сводя выгоду для потребителя к минимуму.

«Более справедливой была бы схема, при которой покупатель отечественной модели получал бы прямую скидку от государства при ее покупке, независимо от того, покупал ли он машину на собственные средства или в кредит», — считает Моржаретто.

Эту точку зрения поддерживает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, действующие правила льготного кредитования в большей степени поддерживают банковский сектор, а не автопром. В качестве альтернативы он видит механизм налогового вычета, аналогичный тому, что применяется при покупке жилья. Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков также называет скидку через налоговый кредит «идеальной схемой», которая приносит пользу непосредственно покупателю.

Альтернативный взгляд: от стимулирования спроса к развитию производства

Независимый консультант Сергей Бургазлиев согласен с эффективностью программ стимулирования спроса, но предлагает иной подход к распределению средств. Он отмечает, что в текущих условиях спрос на автомобили значительно опережает предложение из-за дефицита комплектующих.

«Покупатели хотели бы покупать автомобили, но зачастую их просто не существует: некоторые модели, выпускавшиеся раньше, теперь просто не из чего собирать – нет необходимых комплектующих», — поясняет эксперт.

По его мнению, часть бюджетных средств стоило бы перенаправить на поддержку отечественной автокомпонентной отрасли. Например, создать под государственным контролем единый кластер производителей комплектующих. Такой шаг, по мнению Бургазлиева, мог бы в перспективе обеспечить технологический суверенитет российского автопрома и снизить зависимость от импортных поставок.

Таким образом, увеличение бюджетных ассигнований на автопром в 2024 году сопровождается активной дискуссией среди экспертов. Вопрос стоит не только о размере финансирования, но и о наиболее эффективных механизмах его использования: продолжать ли делать акцент на стимулировании спроса через кредитные схемы или сместить фокус на прямую поддержку покупателей и развитие собственной компонентной базы для устойчивого роста отрасли в долгосрочной перспективе.

Кирилл Сазонов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям.