Российский авторынок на этой неделе стал ареной для новых экспериментов: ведущие бренды объявили о запуске онлайн-продаж автомобилей. АвтоВАЗ начал предлагать базовые Lada Granta через интернет по ценам без дилерских наценок, а китайская Chery вышла на маркетплейс Ozon, предлагая полный цикл онлайн-покупки с доставкой. Эти инициативы заставили экспертов задуматься о том, насколько жизнеспособна такая модель в современных условиях и сможет ли она изменить устоявшиеся потребительские привычки.

Дилерское сопротивление: конфликт интересов
Как отмечает Олег Кузнецов, директор по цифровой трансформации ГК «Автодом», онлайн-продажи автомобилей сами по себе не являются новинкой для рынка. Однако ключевая проблема заключается в реакции дилеров. По его словам, основные игроки рынка воспринимают такие площадки как конкурентов, которые переманивают клиентов и не приносят дополнительного трафика в автосалоны. В условиях, когда спрос превышает предложение, дилеры имеют рычаги влияния и могут блокировать развитие подобных онлайн-каналов, защищая свои доходы.
Будут ли пустовать автосалоны? Роль живого контакта
Несмотря на рост онлайн-активности, эксперты сходятся во мнении, что автосалоны в обозримом будущем не потеряют своей актуальности. Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, указывает на фундаментальное ограничение онлайн-формата: невозможность провести тест-драйв. Для многих покупателей именно личное знакомство с автомобилем, ощущение руля и кресла становится решающим фактором при выборе. Кроме того, рынок предлагает различные форматы владения — от каршеринга до долгосрочной подписки, — и у каждого своя целевая аудитория и процедура оформления.
Сложности логистики и "подводные камни" онлайн-покупки
Алексей Макаров, директор по развитию компании «Нижегородец», обращает внимание на практические сложности. При онлайн-покупке автомобиля возникают нюансы с предпродажной подготовкой, транспортировкой и приемкой. Если машина приходит с дефектами, процесс возврата и обмена становится долгим и затратным, в отличие от ситуации в дилерском центре, где проблемы решаются на месте. По его мнению, в условиях дефицита онлайн-модель может быть привлекательна для продавца, но когда рынок насытится и предложение превысит спрос, дилеры с физическими площадками окажутся в более выигрышном положении благодаря гибкости и возможности работать с маржинальностью.
Обратите внимание: Будущий хит российских таксопарков.




Особенности российского покупателя: любовь к торгу и trade-in
Тимур Каканов, управляющий партнер «Парк автомобилей «Траст», напоминает, что попытки продавать автомобили онлайн в России уже были, но массового характера не приобрели. Одной из ключевых причин он называет национальный менталитет: российские покупатели любят торговаться, сравнивать предложения разных дилеров и выбивать дополнительные бонусы — от скидок до бесплатного обслуживания. Жесткая фиксированная цена на маркетплейсе лишает их этой возможности. Кроме того, популярная услуга trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой) в чистом онлайн-формате организована быть не может, что также сужает аудиторию.
Ключевой фактор: цена как главный аргумент
Генеральный директор XWAY Антон Ларин считает, что привычный механизм покупки автомобиля в России уже претерпел изменения из-за кризиса. Это открыло возможности для маркетплейсов. Однако, по его наблюдениям, большинство покупателей все равно сравнивают условия и в онлайн-, и в офлайн-каналах. В конечном счете, решающим фактором чаще всего становится итоговая цена. Если автомобиль на маркетплейсе окажется дешевле, чем у дилера, покупатель выберет первый вариант, несмотря на все возможные ограничения формата.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Участники рынка поделились мнением об очередных попытках российских дилеров и автопроизводителей оживить торговлю машинами в Сети.