Новые правила регистрации автомобилей параллельного импорта: ограничения, последствия и перспективы рынка

С 1 октября в России начинают действовать обновленные правила регистрации автомобилей, ввозимых в страну через механизм параллельного импорта. Основная цель этих изменений — защита интересов автопроизводителей, которые официально представлены на российском рынке, в первую очередь китайских брендов. По мнению ряда экспертов, новые нормы могут привести к сокращению модельного ряда, росту цен и уходу значительной части параллельного импорта в «серую» зону. Детальный анализ ситуации представлен в материале «Известий».

Ограничения на выдачу заключений о соответствии

В конце мая правительство РФ утвердило постановление № 891, которое устанавливает, что срок действия заключения об оценке типа транспортного средства (ЗОЭТС) или шасси составляет один год и не может быть продлен после 30 сентября 2024 года. Этот документ необходим для легализации автомобилей, ввозимых юридическими лицами по схеме параллельного импорта, и подтверждает их соответствие установленным требованиям безопасности для эксплуатации на дорогах общего пользования. В Министерстве промышленности и торговли уточнили, что выдача подобных заключений полностью прекращается с 1 октября 2023 года.

Для автомобильных брендов, которые не прекратили официальные поставки в Россию, до указанной даты сохранялся упрощенный механизм импорта на основе заключений, подготовленных согласно Постановлению №855, в рамках общего порядка оценки соответствия техническим регламентам. После 1 октября такие транспортные средства смогут сертифицироваться только в рамках технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что является более сложной и длительной процедурой.

Механизм ЗОЭТС был введен в прошлом году как упрощенная альтернатива процедуре одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Он не требовал проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия правообладателя (автопроизводителя). Теперь этот механизм фактически отменен для марок, официально присутствующих в России. Исключение составляют лишь производители из так называемых «недружественных стран», включенные в специальный перечень Минпромторга для параллельного импорта.

Защита интересов официальных китайских брендов

В упомянутый перечень вошли практически все крупные европейские, американские и японские автопроизводители, но при этом ни одного китайского бренда в нем нет, как отмечает вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Вячеслав Жигалов. По его мнению, корректировка правил регистрации в первую очередь нацелена на защиту интересов китайских автопроизводителей, которые выстроили в России официальные дилерские сети, логистику и каналы поставок.

«В последнее время сформировалась устойчивая схема сотрудничества официальных дилеров с китайскими автопроизводителями. Однако параллельно существует и неофициальный ввоз китайских моделей, в том числе частными лицами. Покупка таких автомобилей сопряжена с рисками: отсутствием гарантии, сложностями с адаптацией программного обеспечения (русификацией) и тем, что подобные сделки не подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», — пояснил Вячеслав Жигалов в комментарии для «Известий».

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков согласен с этой позицией. Он отмечает, что модели, ввозимые из Китая через параллельный импорт, часто оказываются значительно дешевле своих официальных аналогов. «В первую очередь, это касается автомобилей стоимостью от 3–4 миллионов рублей и выше. Поставлять более бюджетные модели через параллельный импорт экономически нецелесообразно», — уточнил эксперт.

Обратите внимание: Mazda CX-5 готовят к глобальному рестайлингу.

В качестве примеров Кадаков привел некоторые модели Geely, Voyah, Hongqi и других премиальных китайских марок. Разница в цене между автомобилями, купленными у официального дилера и у «серого» импортера, может составлять от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей для топовых комплектаций.

Относительная популярность покупок у неофициальных дилеров объясняется тем, что такие импортеры не несут затрат на развитие бренда, маркетинг, создание сервисной сети и гарантийное обслуживание, отмечает Алексей Ледков, директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети Voyah.

«На такие машины не распространяется гарантия, возникают сложности с поставкой оригинальных запчастей и квалифицированной диагностикой. Все это происходит потому, что «серые» импортеры не инвестируют в развитие бизнеса, работая по принципу «продал и забыл». Запрет на регистрацию по ЗОЭТС будет способствовать оздоровлению российского авторынка, развитию честной конкуренции и повышению безопасности транспортных средств», — заявил он «Известиям».

Прогнозы: рост цен и сокращение ассортимента

Ряд дилеров, которые совмещают продажу официальных моделей с параллельным импортом, прогнозируют негативные последствия от новых ограничений, выражающиеся в росте цен и сокращении выбора автомобилей.

«Цены вырастут, потому что крупные поставщики не смогут импортировать большие объемы. В результате рынок сместится от цивилизованных поставок к частному сектору со всеми сопутствующими рисками: дополнительными таможенными наценками для конечного покупателя, техническими проблемами из-за отсутствия гарантий. Ассортимент ввозимых марок и моделей сократится в разы. У нас самые негативные ожидания от этого нововведения», — поделился мнением заместитель директора по продажам новых автомобилей Avilon AG Ренат Тюктеев.

Однако существуют и противоположные оценки. Например, директор департамента выкупа ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов считает, что на стоимость автомобилей параллельного импорта в основном влияют курс валют, а также дополнительные налоги и сборы. Изменения в правилах ввоза, по его мнению, не окажут прямого влияния на ценообразование.

«В целом эти изменения направлены на сокращение объемов параллельного импорта тех марок, которые официально поставляют автомобили в Россию. Сложившаяся ситуация ослабляет позиции китайских дистрибьюторов на российском авторынке и создает для них необоснованную конкуренцию — ведь они несут затраты на сертификацию и развитие официального бизнеса в России», — пояснил эксперт.

Риск ухода в «серую» зону и проблемы для коммерческого транспорта

Доля автомобилей, ввозимых юридическими лицами по параллельному импорту с оформлением ЗОЭТС, не так велика, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцер. Основная масса таких машин ввозится частными лицами, которые получают Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

«Ограничения на регистрацию по ЗОЭТС приведут к тому, что параллельный ввоз автомобилей полностью уйдет в «серую» зону и будет регистрироваться исключительно на физических лиц. Учитывая, что при ввозе второго и последующего автомобиля в течение года, а также при их перепродаже в течение года на частных импортеров не распространяются пониженные ставки утилизационного сбора, платить придется по полному тарифу. Разумеется, эти затраты будут заложены в стоимость автомобиля, что неизбежно скажется на конечной цене для покупателя», — пояснил вице-президент НАС.

Особенно сильно изменения в правилах регистрации могут ударить по сегменту коммерческого транспорта, считает независимый консультант автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев.

«В отличие от рынка легковых автомобилей, рынок грузовиков, особенно китайских, гораздо менее структурирован: для ряда брендов существует практика, когда полномочия импортера ограничены отдельным регионом. Кроме того, нередки ситуации, когда с одним брендом одновременно работают несколько импортеров, иногда их число доходит до десятков. Изменения в правилах регистрации еще больше запутают ситуацию в этом сегменте авторынка», — заключил он.

Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Вступают в силу ограничения к параллельному импорту автомобилей.