1 октября вступают в силу новые правила регистрации автомобилей, поставляемых в нашу страну методом параллельного импорта. Они призваны защитить интересы автопроизводителей, находящихся на российском рынке, в первую очередь китайских марок.
Некоторые эксперты полагают, что изменения приведут к уменьшению выбора моделей автомобилей, росту цен на них, а также к окончательному уходу параллельного импорта в серую зону. Подробности — в статье «Известий».
Заключения оформят не всем
В конце мая правительство России приняло постановление № 891, согласно которому «срок действия заключения об оценке типа транспортного средства (ЗОЭЦ) и (или) заключения об оценке типа шасси составляет один году и не может быть прекращено позднее 30 сентября 2024 года».
Данный документ выдается на автомобили, которые ввозятся юридическими лицами путем параллельного ввоза, и является подтверждением того, что автомобиль прошел оценку на соответствие установленным требованиям и может использоваться на дорогах общего пользования без ограничений. В Минторгпром пояснили, что в постановлении указан срок действия заключений, а выдача этих документов прекратится с 1 октября 2023 года.
«Для брендов, не прекративших официальные поставки автомобилей в Россию, до 1 октября 2023 года сохраняется механизм импорта, основанный на заключениях, подготовленных в рамках Постановления №855, вместе с общим порядком оценки соответствия техническим регламентам место. После этой даты станет возможной возможность сертификации таких транспортных средств для эксплуатации на территории ЕАЭС и России в рамках технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Механизм ZOETS был введен в прошлом году во время параллельного импорта как «упрощенная» альтернатива утверждению типа транспортного средства (VTA). Оно не предполагает обязательных сертификационных испытаний и получения согласия правообладателя. Сейчас этот механизм фактически упразднен в отношении марок автомобилей, официально присутствующих в России. Исключение составляют производители автомобилей из «недружественных стран», указанные в перечне товаров для параллельного импорта, утвержденном приказом Минпромторга.
В защиту «китайцев»
В этот список вошли практически все европейские, американские и японские автомобильные бренды, но нет ни одного автопроизводителя из Китая, отмечает вице-президент и генеральный директор Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Вячеслав Жигалов. Изменение правил регистрации автомобилей, поставляемых посредством параллельного импорта, направлено, прежде всего, на защиту интересов китайских автопроизводителей, официально представленных в нашей стране, отмечает он.
— В последнее время появилась общепринятая схема сотрудничества официальных дилеров с автопроизводителями из Китая, выстроены логистические цепочки, налажены каналы поставок моделей. При этом имеет место и неофициальный ввоз китайских моделей в нашу страну, в том числе частными лицами. Несмотря на кажущиеся преимущества предложений о покупке таких машин, покупка влечет за собой определенные риски: отсутствие гарантии и трудности с русификацией. Кроме того, подобные сделки не подпадают под действие закона "О защите прав потребителей", рассказал "Известиям" Вячеслав Жигалов.
С ним согласен и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отмечает, что модели, поставляемые из Китая посредством параллельного импорта, зачастую стоят значительно дешевле, чем их «официальные» аналоги.
— Во-первых, это автомобили стоимостью 3–4 миллиона рублей и выше.
Обратите внимание: Mazda CX-5 готовят к глобальному рестайлингу.
Поставлять более дешевые модели за счет параллельного импорта экономически нецелесообразно», — отметил он.В качестве примера эксперт привел некоторые модели Geely, Voayh, Hongqi и некоторых других премиальных брендов из Китая. Разница между служебными и «параллельными» автомобилями колеблется от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей для самых дорогих моделей.
Относительная популярность покупки автомобилей у серых дилеров обусловлена тем, что такие импортеры не вкладывают средства в развитие бренда и последующую поддержку пользователей, говорит Алексей Ледков, директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети Voyah.
— На такие машины гарантия не распространяется, есть сложности с доставкой запчастей и диагностикой. Все это происходит из-за того, что серые импортеры не вкладывают средства в развитие бизнеса, а работают по принципу «продал и забыл». Запрет на регистрацию ЗОЭТС будет способствовать отмыванию российского авторынка, развитию честной конкуренции и повышению безопасности транспортных средств, рассказал он "Известиям».
«Самые негативные ожидания»
Некоторые дилеры, которые наряду с продажей «официальных» моделей поставляют их еще и путем параллельного импорта, прогнозируют рост цен и уменьшение ассортимента автомобилей после введения ограничений на регистрацию ЗОЭЦ.
— Цены вырастут, потому что крупные поставщики не смогут импортировать большие объемы. В результате рынок перейдет от цивилизованных поставок к частному сектору со всеми вытекающими рисками: таможенными надбавками для конечного потребителя, техническими проблемами из-за отсутствия гарантий. Ассортимент импортируемых марок и моделей сократится в несколько раз, о самих брендах говорить пока рано. "У нас самые негативные ожидания от этого возможного нововведения", - рассказал "Известиям" заместитель директора по продажам новых автомобилей Avilon AG Ренат Тюктеев.
Но у ритейлеров есть и противоположная точка зрения. Например, директор департамента выкупа ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов отмечает, что на стоимость автомобилей, поставляемых посредством параллельного импорта, в основном влияет курс валют, а также дополнительные налоги и сборы. Изменения в правилах ввоза автомобилей, которые ожидаются с 1 октября, не повлияют на стоимость автомобилей, считает он.
— В целом эти изменения направлены на сокращение объемов параллельного импорта тех марок, которые официально поставляют автомобили в Россию. Сложившаяся ситуация ослабляет позиции китайских дистрибьюторов на российском авторынке и создает для них ненужную конкуренцию - из-за их затрат на сертификацию и развитие официального бизнеса в России, считает эксперт.
Серая зона
Доля автомобилей, поставляемых посредством параллельного импорта юридическими лицами и на которые зарегистрирован ZOETS, невелика, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Ян Хайцер. Основная масса таких автомобилей ввозится частными лицами, которые выдают Сертификат безопасности колесных транспортных средств (WVSC), подчеркивает он.
— Ограничения на регистрацию ЗОЭТС приведут к тому, что параллельный ввоз автомобилей полностью уйдет в серую зону и будет регистрироваться исключительно на физических лиц. Учитывая, что в последнее время при ввозе второго и последующего автомобиля в течение года, а также при перепродаже в течение года пониженные ставки утилизационного налога на индивидуальных импортеров не распространяются, платить им придется без учета льгот. Разумеется, эти затраты будут включены в стоимость автомобиля, что неизбежно повлияет на конечную цену, говорит вице-президент НАН.
Изменения в правилах регистрации транспортных средств сильнее всего ударят по сегменту коммерческого транспорта, считает независимый консультант автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев.
— В отличие от сегмента легковых автомобилей, рынок грузовых автомобилей, особенно если речь идет о поставках китайских моделей, гораздо менее структурирован: для ряда брендов существует практика, когда полномочия импортера распространяются на отдельный регион. Кроме того, нередко возникают ситуации, когда с определенным брендом одновременно работают несколько импортеров, иногда их число исчисляется десятками. Изменения в правилах регистрации автомобилей еще больше запутают ситуацию в этом сегменте авторынка, считает он.
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вступают в силу ограничения к параллельному импорту автомобилей.