От домашних припасов до ресторанной доставки: как изменилось питание в поездах РЖД

Российские железные дороги продолжают развивать сервис питания для пассажиров. В вагонах повышенной комфортности и бистро появились новые блюда, включая сложные гарниры из круп и овощей. Теперь в меню можно найти деруны с соусом сальса, говядину в кисло-сладком соусе с гречкой, куриное филе в сухарях с макаронами и овощами, а также классический борщ с говядиной. Федеральная пассажирская компания (ФПК) подробно рассказала о том, как организовано питание в поездах дальнего следования и кто отвечает за его качество.

Дорожные традиции: от СССР до наших дней

Тема аппетита в пути была подмечена ещё классиками. В романе «12 стульев» Ильф и Петров в 1927 году с юмором описали, как путешествие в поезде пробуждает неуёмный голод: «Пассажир ест много. Простые смертные ночью не едят, но пассажир тоже ест ночью». Авторы назвали это явление «султанской атакой», которая настигает человека, едва начинают стучать колёса.

В советскую эпоху пассажиры часто полагались на собственные запасы. В дорогу брали нарезанный чёрный хлеб, свежие помидоры и огурцы, картошку в мундире и яблоки. Неотъемлемым ритуалом был заказ чая в стакане с подстаканником. Путешественники раскладывали припасы на столике и часто угощали попутчиков, создавая особую атмосферу дорожного товарищества.

Особое место в памяти многих занимали вагоны-рестораны и станционные буфеты, посещение которых могло стать главным событием поездки. Их ассортимент строго регламентировался. Меню, утверждённое Министерством торговли СССР, включало не менее пяти холодных закусок, два первых и четыре вторых блюда, а также десерты, выпечку и напитки, включая алкогольные. Например, в 1965 году в поезде Москва–Владивосток можно было попробовать украинский борщ за 29 копеек, рисовую молочную кашу за 30 копеек или бефстроганов за 1 рубль 3 копейки.

Современные предпочтения и новая концепция ФПК

Сегодня пищевые привычки пассажиров изменились. Согласно опросу сервиса Туту.ру (2021 год), в дорогу чаще берут сэндвичи (19%) и фастфуд (11%). Традиционные курица (8%) и варёные яйца (7%) всё ещё в ходу, как и шоколад, чипсы, овощи и фрукты. При этом лишь 5% опрошенных тогда пользовались вагоном-рестораном или питанием, включённым в билет.

Осознавая эти тренды, ФПК провела масштабную реформу питания. На смену разрозненным вагонам-ресторанам с разными операторами и ценами приходит единая концепция вагонов-бистро. Ключевое отличие — в организации процесса. Если раньше повара готовили в движущемся поезде из полуфабрикатов, то теперь блюда производятся в стационарных профессиональных цехах под строгим технологическим контролем. Затем они замораживаются или охлаждаются и доставляются в поезд, где их только разогревают и подают. Это гарантирует стабильное качество и безопасность.

Перед внедрением новой системы ФПК опросила 3000 пассажиров. Главным пожеланием была «простая и привычная домашняя еда», а также наличие детских и вегетарианских позиций. В ответ в меню бистро вошли борщ, куриный суп, отбивные с гарнирами, детские порции, десерты. Для гурманов есть и ресторанные варианты, например, греческая мусака или пенне с тигровыми креветками. Средний чек составляет около 640 рублей, за которые можно получить полноценный обед из салата, первого, десерта и напитка.

Обратите внимание: По какой причине запрещена установка аккумулятора повышенной емкости.

Новая система уже работает в 39 вагонах-бистро 22 поездов, а к концу года планируется увеличить их число до более чем 50. Особой популярностью у пассажиров пользуется пицца («Маргарита» и «Пепперони»), добавленная в меню в конце 2022 года. За короткое время было заказано уже 5000 порций, и теперь это блюдо стало постоянным.

Инновации: доставка еды из ресторанов прямо в вагон

Одно из самых заметных новшеств — сервис доставки готовых блюд из ресторанов и кафе прямо в поезд. Оформив билет, пассажир через раздел «дополнительные услуги» может заранее заказать еду из участвующих в программе заведений. Заказ приготовят и доставят в вагон на одной из крупных станций по маршруту. Этот цифровой аналог знаменитых «бабушек с пирожками» на перроне набирает популярность: с начала 2023 года количество заказов выросло в два раза по сравнению с 2022-м. Сегодня к сервису подключены 92 точки питания на 65 вокзалах.

Пассажиры, опробовавшие услугу, отмечают её удобство и качество. Можно заказать знакомые блюда из сетевых ресторанов, а гибкая система позволяет изменять или отменять заказ. Правда, пока доставка работает только на крупных станциях.

Питание в поездах без вагона-ресторана

ФПК позаботилась и о пассажирах поездов, где нет отдельных вагонов-бистро. В модернизированных штабных вагонах оборудуются кухни для хранения и разогрева пищи. Кондуктор принимает заказы, разогревает еду и подаёт её пассажирам. Такая система уже действует, например, в поездах Екатеринбург – Сургут и Сургут – Москва. В течение 2023 года компания планирует масштабировать этот сервис на другие маршруты.

Таким образом, РЖД и ФПК активно трансформируют подход к питанию в пути, сочетая современные технологии, контроль качества и учёт пожеланий пассажиров. От традиционного борща и пирогов на перроне до ресторанной пиццы с доставкой в купе — сегодня у путешественника есть широкий выбор, чтобы сделать поездку не только комфортной, но и вкусной.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Питание для пассажиров РЖД в вагонах повышенной комфортности стало более разнообразным.