Как недавно сообщили железнодорожники, к горячим блюдам теперь будут подавать сложные гарниры из круп и овощей. Путешественники смогут заказать: деруны с соусом сальса, говядину в кисло-сладком соусе с гречкой, куриное филе в сухарях с макаронами и овощами, борщ с говядиной. В Федеральной пассажирской компании рассказали, как обеспечивается питание пассажиров поездов и кто его готовит.
В романе 1927 года «12 стульев» Ильф и Петров заметили, как путешествие в поезде влияет на аппетит: «Пассажир ест много. Простые смертные ночью не едят, но пассажир тоже ест ночью. Он ест жареную курицу, которую ему дорого, сваренные вкрутую яйца, вредные для желудка, и оливки. Известно, что султанская атака схватывает пассажира, как только начинают стучать колеса».
Помимо вышеупомянутых продуктов, среднестатистический советский человек брал с собой в дорогу нарезанный черный хлеб, помидоры и огурцы, картофель в мундире и яблоки. Сев в поезд и заказав у кондуктора чай в обязательном стакане с подстаканником с двумя кусочками сахара в бумажной обертке, пассажир раскладывал припасы на столе, ел сам и угощал соседей.
Некоторые помнят пироги в станционных буфетах и вагонах-ресторанах, визит, который чуть ли не стал главным событием поездки. Их ассортимент был утвержден Министерством торговли СССР и включал не менее пяти холодных блюд и закусок, не менее двух первых и четырех вторых блюд, а также десертные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, горячие и безалкогольные напитки, пиво, вино, водку и табачные изделия.
Примеры меню вы также можете найти в Интернете. Например, из прейскуранта поезда Москва-Владивосток на 1965 год мы узнаем, что в вагоне-ресторане пассажирам предлагались, среди прочего, украинский борщ за 29 копеек, рисовая молочная каша за 30 копеек, омлет с ветчиной за 70 копеек, голубцы с мясом за 90 копеек, бефстроганов из телятины с картошкой за 1 рубль 3 копейки или лангет за 1 рубль 18 копеек. Еду подавали в металлических посудах.
Известно, что чувство голода охватывает пассажира, как только начинают стучать колесаСегодня, как показал опрос туристического сервиса Туту.ру, проведенный в 2021 году, некоторые пассажиры по-прежнему берут с собой курицу (8% опрошенных), вареные яйца (7%), овощи и фрукты (6%), но таких больше кто носит сэндвичи (19%) и фастфуд (11%). Популярны шоколад (4%) и чипсы (3%). Тогда только 5% участников опроса выбрали вагон-ресторан и включенное в билеты питание. В то же время Федеральная пассажирская компания решила изменить подход к питанию в поездах.
Раньше у вагонов-ресторанов были разные операторы, у каждого из которых были свои цены и варианты питания, в зависимости от поезда и пункта назначения. Сейчас на смену им приходят более доступные автомобили-бистро. Появилась новая концепция, которая предполагает единое меню, цены и дизайн. В вагонах-ресторанах повара готовили в движении из сырья и полуфабрикатов, а еда для бистро изготавливалась в профессиональном цехе под контролем технологов, а затем доставлялась в поезд в замороженном или охлажденном виде.
В пресс-службе ФПК рассказали, что перед этим среди 3 тысяч пассажиров были проведены опросы о том, что они хотели бы есть в дороге. «Ответ был: Простая и привычная домашняя еда, а также детские и вегетарианские блюда. Вот что мы сделали. В вагонах-бистро подают борщ, куриный суп, отбивные с различными гарнирами, маленькие детские булочки, десерты и напитки. Есть и блюда ресторанного уровня: греческая мусака, пенне с тигровыми креветками. Все блюда готовятся в специализированных заведениях, а затем разогреваются и подаются в вагонах-бистро поездов.
Обратите внимание: По какой причине запрещена установка аккумулятора повышенной емкости.
Это позволяет ускорить процесс заказа и гарантировать пассажирам высокое качество и свежесть продуктов, говорят железнодорожники. Пассажиры могут питаться как на месте, так и в купе."Средний чек по новой концепции питания составляет 640 рублей. На эту сумму, например, можно заказать салат, первое блюдо, десерт и напиток", - пояснили нам в ФПК. Сегодня эта система работает в 22 поездах и 39 вагонах-бистро. Планируется, что к концу года их будет более 50.
В конце 2022 года в меню добавились два вида пиццы: «Маргарита» и «Пепперони». С тех пор пассажиры заказали 5000 пицц, и блюдо стало постоянным пунктом меню.
Кто придумает новое меню? Железнодорожники заверили "РГ", что рецепты блюд разрабатываются поварами в стационарных условиях с использованием новейших технологий термической обработки и контроля качества. «Все упаковано в стерильную тару и проходит обязательную сертификацию. ФПК предусматривает расширение выбора блюд к праздникам, мы добавляем в меню специальные предложения. Кроме того, мы регулярно отслеживаем пожелания пассажиров, которые приходят к нам через QR коды, размещенные в вагонах поездов, для включения новых блюд в меню вагонов-бистро».
И еще одно новшество, заслуживающее внимания: рестораны, пришедшие на смену бабушкам, продававшим на платформе домашнюю еду. Теперь при оформлении билета с помощью опции «дополнительные услуги» можно заказать еду из ресторана, и она будет доставлена в вагон на одной из станций маршрута.
Коллега, недавно вернувшийся из Сочи, поделился впечатлениями об этой услуге: «Раньше я скептически относился к этой идее. Но выбора не было, из-за нехватки времени подготовка к поездке была неудачной, а вагона-бистро не было в нашем поезде Уже в процессе регистрации я увидел, что партнерами сервиса являются известные мне сетевые рестораны, и понял, что все должно быть на должном уровне.
Я выбрала знакомые блюда и на следующий день ела на обед макароны в Ростове, а на ужин пиццу в Краснодаре. Благо, дополнительные услуги можно заказать практически в любое время, но конечно заранее, чтобы еду успели приготовить и привезти на станцию. В разделе «Дополнительные услуги» вы можете отменить заказ или внести в него изменения. Все очень практично. Правда, пока это работает только на крупных станциях - в больших городах".
В ФПК рассказали, что эта услуга становится все более популярной: с начала года пассажиры сделали вдвое больше заказов, чем в 2022 году. Сегодня 92 точки общественного питания на 65 вокзалах доставляют готовые блюда из ресторанов и кафе в поезда. А учитывая, что предоплаченное питание никто не отменял, можно быть уверенным: пассажиры ели, едят и будут есть.
Тем временем
«В некоторых поездах, где нет вагонов-ресторанов и бистро, вы также можете заказать еду по новой концепции. В их число входят модернизированные штабные вагоны с кухнями, где хранится еда и где ее можно подготовить к раздаче. Этим и занимается кондуктор: он принимает заказы пассажиров, разогревает еду, подает ее и подает. Такая процедура сейчас действует на двух уральских поездах Екатеринбург – Сургут и Сургут – Москва. В течение 2023 года мы планируем масштабировать сервис и на другие поезда", - сообщили в Федеральной пассажирской компании.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Питание для пассажиров РЖД в вагонах повышенной комфортности стало более разнообразным.